Казахстанские новости

Если случилась еда... (15.03.2012, 14:57), просмотров: 1581

Если случилась еда... Мы уже рассказывали нашим читателям, из чего состоят некоторые продукты питания и напитки, которые мы покупаем. Сегодня мы продолжим наш променад по продовольственному отделу и поведаем о том, как много нам открытий чудных готовит внимательное изучение этикеток.

Головоломка для потребителя

Некоторые производители загадывают покупателям настоящие ребусы. В качестве примера возьмем молокосодержащий продукт “Любимое”. На его упаковке сообщается: “Сделано в Казахстане: (А) ТОО МЗ “Солнечный”, (В) ТОО “Emile company”. Неужели у продукта сразу два производителя? После некоторых размышлений предполагаем: если где-то на упаковке найдем литеру А - значит, его произвела первая фирма, если увидим В - вторая.

Но и это еще не все. Изучение азбуки потребителя продолжается: “Состав: (C) цельное молоко, масло сливочное, (D) сухое обезжиренное молоко, масло сливочное, заменитель молочного жира”. Повертев в руке пакет, где-то на самом краешке, рядом с датой производства находим буквы BD.
Неужели производители думают, что покупателям решение подобных задачек доставляет удовольствие?

Золото, а не сок

Нередко производители любят на лицевой стороне упаковки размещать яркие и красивые надписи, которые к сути продукта, может быть, и не имеют отношения. Например, на одном тетрапакете читаем, что в нем 100% яблочный сок. На другом: “Персик 100% Gold классик сочная свежесть” (продукт компании “Вимм-Билль-Данн”, произведенный в ОАО “Бишкексут”. Gold -  англ. “золото”).

В чем разница? В первом случае в пакете на самом деле 100-процентный сок. Во втором - сокосодержащий напиток с минимальной долей фруктового сока и пюре не менее 15 процентов. Выясняется, что “100% Gold” - всего лишь торговая марка производителя. Сходите в ближайший супермаркет и наверняка найдете и другие подобные примеры.

Яйца из будущего

Во время отоваривания в магазине не мешает изучить и срок годности продукта. Например, в одном из алматинских супермаркетов мы обнаружили просроченное молоко (залежалось на 1 лишний день) и бисквитный рулет (срок годности истек еще неделю назад!). В другом супермаркете нашли упаковку куриных яиц, произведенную 10 января. Срок годности яиц, как сказано на этикетке, - 25 дней. Учитывая, что отоваривались мы 5 марта, яйца пролежали на витрине лишние 30 дней! Сотрудники этого весьма знаменитого ретейлера поклялись впредь не допускать подобного. Но поверим ли мы им?

Про яйца, кстати, отдельный разговор. Многие производители на упаковке пишут дату расфасовки, а не число, когда курочки снесли яйца. Как вы понимаете, между этими числами может быть приличный разрыв. Посему стоит покупать яйца с датой фасовки, максимально приближенной к дню покупки. А еще учитывайте, что некоторые производители нечестно указывают день упаковки продуктов. Так, в одном магазине нам попался десяток яиц, на котором датой фасовки значилось... завтрашнее число. Увидев мое недоумение, сотрудница магазина решила отшутиться: “Да-да, у нас продаются яйца из будущего”.

Не литром единым

Зачастую важно знать не только качественный состав продуктов, которые мы покупаем, но и количественный. Скажем, послала вас жена в магазин и дала четкие указания: купить литр кефира и кило риса. Казалось бы, смахнул с витрины первые попавшиеся пакеты с искомыми продуктами, расплатился и пошел довольный домой. Но не тут-то было! На глаз по объему пакеты примерно одинаковые, но в действительности не каждый из них вмещает именно 1 л продукта. Возьмем, к примеру, молокосодержащий продукт “Любимое” от ТОО “Emile company”. Как выясняется, его фасуют объемом… по 0,9 литра плюс-минус 15 мл.

Или вот молоко “Ая”. Его производитель, ТОО “Adal сүт”, вообще соригинальничал и написал на упаковке, что молока в ней 900 граммов. А нам всегда казалось, что напитки измеряются объемом, а не весом… Ради любопытства мы попытались выяснить в Интернете, сколько граммов весит литр молока. Данные разнятся в зависимости от жирности - от 950 до 1027 граммов. Спрашивается: зачем нас, потребителей, надо так “грузить”?

Среди фруктовых напитков тоже есть любопытные экземпляры. Например, вишневого нектара Juicy, который производит ТОО “Raimbek Bottlers”, в тетрапакет заливают не литр, как думают некоторые, а 950 мл. При этом гораздо более крупными буквами производитель сообщает, что в 1 литре Juicy - 1,3 кг вишни. Действительно, не писать же, что в 950 миллилитрах нектара - 1,235 кг фруктов.

Похожие примеры мы нашли и среди подсолнечного масла. В супермаркете на стеллаже стояло много бутылок с этим продуктом объемом 1 л. А вот масла “Хозяюшка” от ТОО “Savola Foods CIS” в бутыль было залито 0,875 л. Причем эти цифры сообщались мелким шрифтом внизу этикетки.

Среди круп и прочих сыпучих продуктов - аналогичные примеры. Думаете, что купили пачку фасоли весом с кило, на самом деле - 800 граммов. К чести многих производителей, они размещают информацию о весе крупным шрифтом на лицевой стороне упаковки. А вот, например, ТОО “Тамшы Булак” предпочло указать, что риса в его упаковке 0,9 кг мелким шрифтом на обороте.

Без лупы не разобрать

Мелкий шрифт на упаковке - вообще отдельная тема для разговора. Многие производители, видимо, считают, что все их потенциальные клиенты - люди с идеальным или даже уникальным зрением, а потому позволяют себе размещать информацию о продукте ну о-о-очень маленькими буквами. Например, мы с большим напрягом смогли изучить этикетку пива Tuborg Black от ТОО “Carlsberg Kazakhstan”. Ладно, пиво оно и в Африке пиво.

Гораздо интереснее нам было узнать, например, что входит в состав паштета из мяса птицы Hame. И снова процесс прочтения этикетки превращается в гимнастику для глаз. Только при прямом свете яркой лампы удалось узнать, что продукт состоит из мяса птицы, свиного мяса, свиного шпика, свиной шкурки и прочих ингредиентов. Получается, только при внимательном прочтении мелких букв можно понять, что этот “паштет из мяса птицы” - “сюрприз” для мусульманина. Кстати, полные данные производителя мы так и не смогли прочесть.

Надписи на этикетках йогуртного продукта “Чудо” от компании “Вимм-Билль-Данн” и мятных драже Tic Tac (их производителя так и не удалось идентифицировать) мы вообще расценили как издевательство над потребителями. Возможно, их удалось бы прочитать под микроскопом, но у нас под рукой этого прибора не оказалось.

Кстати, во всех приведенных случаях площадь упаковки или тары позволяет производителям размещать информацию более читаемым шрифтом. Но этого почему-то не делают.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА
www.time.kz

Комментарий в тему

Артык СЕЙТКАЛИЕВА, президент ОО по защите прав потребителей “Адал”:
- Если вы купили просроченный продукт и на руках есть чек, то имеете полное право вернуть этот товар в магазин и получить свои деньги обратно. Если хотите предъявить претензию магазину, можете сделать это в письменном виде. Можно еще пожаловаться на продажу просроченных продуктов в государственные контролирующие органы - санэпидемстанцию и Госстандарт, а также в общество по защите прав потребителей.

Да, на это приходится тратить личное время, а если употребили старый продукт - еще и расплачиваться собственным здоровьем. За такое, к сожалению, наших предпринимателей не сильно наказывают.
Что касается мелкого шрифта на упаковке, в Законе “О защите прав потребителей” сказано: покупатель имеет право получить полную достоверную информацию о продукте. Тем более это важно, если в продукте есть добавки и консерванты (у многих граждан аллергия). Информация на этикетках должна быть читаемой. Если нет - потребитель также может предъявить претензию поставщику или производителю.



Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Как должна звучать ...
Казахская интеллигенция и молодежь Шымкента...
Кто ответит за ошибку?
Одна неверно написанная буква в документе и...

"Бизнес-Линк ПВ", ТОО

Предлагает:
Продажа оборудовани...
Интегрир ованная автомати зированн ая система «П...
Продажа систем виде...
VeSta - один из ведущих Российских производителей ...
Уличная IP видеокам... Уличная IP видеокам...
Высокока чественн ый КМОП-сенсор с прогрессивным ...

Фото объявления

ножи вставные к фрезам торцевым Т5К10. ВК8

ножи вставные к ...

ножи к фрезам Т5К10. ВК8. 2025-4108, ...
плащ

плащ

синий, в отличном состоянии Одежда ...
весь комплекс сантехнических работ

весь комплекс ...

Сантехнические работы Недорого, ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 183 чел.
© 2006-2016 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.