Городские новости

Нефтяной хаос: что думают о повышении цен на ГСМ павлодарские перевозчики (07.10.2021, 20:57), просмотров: 2566

Нефтяной хаос: что думают о повышении цен на ГСМ павлодарские перевозчики
Автовладельцам и предпринимателям страны нужно быть готовыми к значительному повышению стоимости ГСМ, в том числе на сжиженный газ, пишет областная газета «Звезда Прииртышья». Этот рост продолжится, пока не достигнет уровня среднемировых цен на нефтепродукты, считают эксперты. Напомним, в Казахстане относительно дёшевы нефтепродукты. Между тем, павлодарские перевозчики готовятся к самому худшему сценарию исхода их бизнеса.

Предпосылки к резкому скачку стоимости дизельного топлива были ещё весной, сейчас его продают по 270-280 тенге за литр. На большинстве автозаправочных станций его и вовсе нет. Руководство ТОО «Сапаржай-Павлодар» сравнивает сложившуюся ситуацию с пороховой бочкой. Ранее павлодарский пассажироперевозчик был вынужден сократить рейсы.

– На прошлой неделе мы пришли к соглашению с АЗС «Helios». С 4 октября приобретаем дизельное топливо два раза в неделю по пять тонн по 214 тенге за литр без привязки к цене. Это означает, что если завтра стоимость поднимется – мои деньги сгорят, то есть я покупаю не литры, а возможность для того, чтобы мои машины были заправлены. Если по 214 тенге, то забираю свои пять тонн, если выше, то литраж, соответственно, уменьшается. На других АЗС дизельное топливо отпускается по 270, это просто немыслимо! – говорит директор ТОО «Сапаржай-Павлодар» Павел Браславский. – Мы возобновили маршруты, которые пришлось отменить из-за дефицита топлива. Потихоньку возвращаемся к прежнему режиму работы, но никто не знает, что нас ждёт завтра. Спустят из Нур-Султана и Алматы директиву о поднятии цен, тогда всё, нам будет невыгодно работать в таких условиях. Сидим как на пороховой бочке. Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Павлодарской области предлагает заправляться по 270 тенге, подавать заявки на повышение тарифа, но это не выход из ситуации. Люди пересядут на такси, их нелегальная сфера просто расцветёт, они не платят налоги государству. А какие цены будут зимой, никто не знает.

В таком же положении находится и ТОО «Жоламан ЭК», входящее в состав экибастузской транспортной компании «Nar Trans». На минувшей неделе предприятие рассматривало ограничение движения общественного транспорта вплоть до его полной остановки. В городе горняков и энергетиков дизельное топливо отпускается по 285 тенге за литр.

– Работаем пока в прежнем режиме, так как городские власти обещали помощь, можно сказать, взяли паритет на неделю, а затем неизвестно, может, снова сядем за стол переговоров, – сообщил директор ТОО «Жоламан ЭК» Александр Козловский. – Резкий скачок цен ставит нас в положение, когда работа становится нерентабельной. В таком случае придётся пересмотреть все взаимоотношения сторон, которые есть сегодня. Мы видим два варианта. Это изменить график маршрутов, будем развозить людей утром на работу, а вечером забирать. И повышение тарифа, что позволит бизнесу оставаться на плаву. Всё происходящее – дефицит топлива и так далее – это, надо полагать, просто подготовка населения к очередному скачку цен на ГСМ.

Из-за острой нехватки горючего государство приняло решение импортировать 100 тысяч тонн дизтоплива из России. Разница в цене весьма солидная. И это несмотря на то, что чиновники в своих докладах рапортовали об увеличении производства нефтепродуктов. На минувшей неделе во время брифинга вице-министр энергетики РК Асет Магауов поспешил сообщить: спрос в этом году тоже рекордный. Внештатный советник министра энергетики РК, член клуба экспертов при Сенате Парламента и ведущий «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов рассказал о том, что казахстанцам нужно готовиться к росту цен на ГСМ, это неизбежно, ещё в 2019 году 92-й бензин должен был стоить выше 200 тенге за литр. Дефицит дизельного топлива будет возникать постоянно, если не решится проблема ценового дисбаланса с соседними странами, его стоимость должна быть приравнена к уровню среднемировых цен, считает эксперт. Реконструкция ПНХЗ не стала основной причиной сложившейся проблемы, есть ещё ряд факторов, влияющих на рынок нефтепродуктов.

– До модернизации наших НПЗ мы производили четыре миллиона тонн дизельного топлива в год (2017), по плану в 2021 – 4,9 миллиона, то есть за четыре года потребление выросло почти на 25 процентов. Думаю, все понимают, что такого роста внутреннего потребления у нас не было: ведь экономика не выросла на такую величину. Причина – вывоз казахстанских нефтепродуктов теневым способом в сопредельные страны. В России цена на летнее дизтопливо была 280-300 тенге, в Кыргызстане – около 270, в Узбекистане – 360, в Китае – 440. В этих условиях вывоз наших ГСМ превратился в доходный бизнес. Напомню, в стране введён запрет на вывоз дизтоплива и бензина автомобильным и железнодорожным транспортом. А наш внутренний рынок – это дырявое ведро. Сколько бы мы ни производили топлива, оно будет утекать за границу. Усугубляет проблему и транзитный транспорт, который вымывает объёмы, стремясь заправиться по максимуму в РК. Большегрузные автомобили могут иметь увеличенные баки до двух или трёх тысяч литров, – рассказал Олжас Байдильдинов. 

Хотя для вывоза огромного объёма дизтоплива нужны всё-таки цистерны, поэтому может ли этот фактор значительно влиять на его дефицит – большой вопрос, если это не контрабандная утечка.

– Ремонт НХЗ не причина, из-за которой произошёл дефицит и рост цен, он лишь обострил эту проблему, – продолжил Олжас Байдильдинов. – После завершения реконструкции вывоз не прекратится, и нас может накрыть новой волной дефицита дизеля, бензина или сжиженного газа. Это будет продолжаться до тех пор, пока цены не придут в баланс с соседями. Сегодня нефть на внутренний рынок продают по 18-25 долларов за баррель при мировой цене свыше 80 долларов. На внутренний рынок её поставляют согласно контрактным обязательствам, но эта стоимость не просто ниже мировой, она ниже себестоимости добычи. Если взять для расчёта 200 тенге за литр ДТ, умножить на количество литров в барреле 159 и разделить на курс к доллару 430, то мы получим, что баррель ДТ в РК стоит 74 доллара. То есть готовый продукт переработки стоит дешевле сырья. Это всё равно как если бы сметана стоила дешевле молока. Естественно, такое не могло продолжаться бесконечно, цены будут расти, автовладельцам и бизнесу нужно быть готовыми к этому.

Конкретного решения проблемных вопросов, кроме банального повышения цен, никто не предлагает. Остаётся в очередной раз затянуть потуже пояса, но главное в этом деле – не задохнуться. Ведь многие в нашей стране не первый год живут за чертой бедности. А что касается нефтяной отрасли, то, если говорить одним предложением, весь этот хаос возникает из-за неуёмного аппетита тех, кто заправляет и управляет этим очень прибыльным рынком. Такой ответ многое объясняет, если не всё. 

Источник: pavlodarnews.kz


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Изнасилование или в...
Министр внутренних дел Ержан Саденов проком...
В Павлодаре ряд дом...
Коммунальщики ремонтируют электрические сети,...

Ёрш
100 дорог

"Чистый мир" Клининговая компания

Предлагает:
Ежедневная комплекс...
Ежедневная комплексная уборка
Выездная комплексна...
Выездная комплексная уборка.
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 210 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.