Городские новости

Морское братство Павлодарской области (28.11.2020, 10:47), просмотров: 1588

Морское братство Павлодарской области
В нашем регионе часто упоминаются афганцы, пограничники, десантники. Не умаляя их заслуг, хочется напомнить, что в Аксу действует общество ветеранов Военно-морского флота под председательством Александра Осипова. Этот союз объединил 103 моряков, некогда служивших на крейсерах, торпедных катерах, эсминцах, подлодках, десантных кораблях.

Корреспондент Рavlodarnews.kz встретился с теми, кто, пройдя свое море, вернулся в павлодарские степи. 

Аскербеку Мустафину довелось служить в ВМФ Тихоокеанского флота в 1956 году в составе экипажа эскадренного миноносца. Кажется, столько лет прошло, но до сих пор 86-летнему моряку Мустафину есть что вспомнить. 

– Базировались мы во Владивостоке, потом в Советской Гавани. Наши командиры – кадровые офицеры, участники войны, они сражались с немецкими и японскими фашистами, – рассказывает Аскербек Хасенович. – Они нам передавали свой боевой опыт. Прежде чем выйти в море, почти год я учился. На боевые учения в Тихий океан ходил дважды, как минимум на месяц. Однажды три эсминца, в том числе наш, а еще сторожевые корабли и подводные лодки сопровождали крейсер «Дмитрий Пожарский» во время дружеского визита руководства СССР в Китай. 

Аскербек Мустафин вернулся домой в звании главного старшины, специалиста инженерного снабжения. Всего он прослужил на ТОФе 4,5 года, а последние два года – на берегу. 

– Поступил приказ, и меня забрали в учебную роту, на остров Русский, где мы обучали новоприбывших торпедному, минному делу, готовили морских артиллеристов, дальномеров. Командиром у нас был Герой Советского Союза, капитан третьего ранга Михаил Малик. Во время войны несколько военных японских судов спрятались в бухте, а вход заминировали. Тогда Малик разогнал на максимальной скорости торпедный катер и буквально перелетел минное заграждение. Вражеские суда потопил. 

Готов был топить корабли противников и подводник Арнур Байкулов. В 1986 году свое 18-летие он встретил в пути к месту службы – на военно-морскую базу во Владивостоке. По прибытии в пункт технической комиссии призывники прошли отбор на математические способности и выносливость. 

– Десять человек и два инструктора. Нас закрыли в барокамере и постепенно повышали давление, имитируя погружение подлодки, – вспоминает Арнур Мадениетович. – Кто-то терял сознание, у кого-то открывалось кровотечение через ухо или нос. Не прошедших испытание уводили. В итоге из десяти ребят остались только трое, в том числе и я.

Через пять месяцев обучения Арнур получил специальность химик-дозиметрист-атомщик и был зачислен в экипаж атомной подводной лодки четвертой флотилии Тихоокеанского флота. 

– Привезли нас на базу ночью, а утром я увидел у причала эту громадину высотой с девятиэтажный дом, – восхищается Арнур. – Ракетные шахты, выступающие за главной рубкой лодки, подарили ей прозвище Горбач. 

Посвящение в подводники – особый, хотя и не уставной ритуал, который проводит командир корабля. Новый член экипажа пил из плафона забортную воду, закусывал рыбкой-таранькой, а затем старался поцеловать раскачивающуюся кувалду. Вскоре уже по другой негласной традиции Арнур наколол под сердце татуировку – акулу. Такую же носили капитан корабля и все члены его экипажа.

По признанию подводника служба – это жизнь по четыре часа: на вахту, на сон, на личное время и снова вахта, сон и т.д. В начале похода дышишь чистым воздухом, а дней через двадцать начинаешь ощущать явственный привкус железа. А вот кормили хорошо, продуктов вдоволь, даже давали красное вино. 

За 2,5 года службы моряка Байкулова подводный крейсер всего два раза стрелял баллистическими ракетами, но и это произвело на него должное впечатление. 

– Мы находились на глубине, когда 14-метровая ракета вышла из шахты. Ракета отталкивается от лодки, и та всем корпусом резко уходит вниз метров на десять, – поясняет подводник. – Чтобы был понятен эффект: обычно мы погружаемся под воду постепенно, по мере заполнения цистерн забортной водой, а при запуске ракеты – раз и резко вниз. Находились те, кто не выдерживал такого перепада давления. Второй раз подлодка отстрелялась по полигону на Камчатке. А через четыре часа после запуска весь экипаж отправили в госпиталь – мы получили облучение. 

Арнур побывал в трех боевых походах, заходил на советские военные базы на Кубе и Вьетнаме. Встречались в нейтральных водах и с противником. 

– Несмотря на малошумность атомохода сразу звучала команда «Тишина». Заглушали двигатели, членам экипажа запрещалось шуметь, переставлять предметы, разговаривать. Такую тишину мы могли держать до 10 минут, – вспоминает подводник. 

А вот по воспоминанию Станислава Юрина призывной комиссии хватило часа, чтобы в 1988 году его призвали в морскую пехоту. Обратили внимание на отменное здоровье и разряд по дзюдо. Однако распределительная комиссия Североморска кандидата забраковала, указав на легкую проблему с зубами и деформированное в борьбе ухо. Благодаря росту и физической подготовке Станислава определили в строевую роту почетного караула Северного флота, попутно обучив специальности машиниста котельной установки – с ней он и ушел служить в море.

250-метровый атомный ракетный крейсер «Киров» поразил молодого матроса своими размерами и боевой мощью. Вооруженный крылатыми противокорабельными ракетами, предназначенными для борьбы с авианосными группировками, он был единственным кораблем такого класса.  Примечательно, что крейсер своей историей был тесно связан с Казахстаном.

– Первый крейсер «Киров» во время войны участвовал в обороне Таллина и Ленинграда, а большинство членов команды были выходцами из Казахстана, – рассказал Станислав. – В память об этом после списания первого и выпуска второго, уже атомного, крейсера, получившего то же имя, шефство над кораблем взяла комсомольская организация Казахской ССР. Каждый год молодые комсомольцы, в том числе и павлодарцы, посещали подшефный корабль. 

Первый выход в море Станислава оказался по трагическому случаю – «Киров» отправили для спасения потерпевшей аварию подлодки К-278 «Комсомолец» в Норвежском море. Часть подводников подняли на борт уже мертвыми – не дождавшись спасателей, ребята погибли от переохлаждения. 

В 1989 году атомоход вышел в боевой поход в Средиземное море. В этом походе и случилась авария, вписавшая имя Станислава Юрина в «Красную книгу» крейсера «Киров».

– Сработала аварийная защита реактора, и корабль полностью обесточило. В результате – потеря управления, крейсер стало сносить течением в территориальные воды греческого острова Крит, – вспоминает Станислав. – Капитан поставил задачу восстановить энергообеспечение за счет быстрого запуска вспомогательных котлов. Нас подняли с постели по тревоге. Не одеваясь, мы спустились в машинное отделение – 70 градусов жары, и выполнили задачу. Крейсер смог вернутся в нейтральные воды. За это меня наградили отпуском. 

Со стороны НАТО было повышенное внимание к «Кирову». Провокации, видеосъемки вооружения с моря и воздуха проводились повсеместно. Станислав помнит, как тройка американских истребителей F-16 несколько раз заходила на условную атаку. Американцы убрались только тогда, когда угрожающе открылись створки зенитно-ракетного комплекса. 

– Один раз наблюдал запуск зенитных ракет «Оса» вопреки правилам задраивать все бронелюки. Молодой, интересно же, захотелось посмотреть, – усмехается Станислав. – В результате у нас с товарищем обгорели брови и волосы, а я заработал два наряда вне очереди. 

Вскоре довелось заработать вне очереди еще один отпуск. 

– Во время ремонта котла в Мурманске случилась авария на действующем котле. Смотрю в машинное отделение, а там все в пару. Хотел заглушить котел, но мне запретили – обесточишь крейсер. Что делать? Обернул лицо и руки ветошью, облили меня холодной водой, я спустился вниз, перекрыл вентили водомерных колонок. Обварил руки и лицо, но предотвратил аварию.

Герои этого материала рассказывают о службе в ВМФ с особой теплотой, ностальгией и готовностью – случись вернуться в прошлое – снова повторить все. Несмотря на приобретенные на службе болезни, с гордостью вспоминают о море, кораблях, суровой и опасной мужской работе и братстве на всю жизнь с теми, у кого теперь в душе вечная тельняшка и палуба под ногами.

Источник: pavlodarnews.kz


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

В Павлодаре появитс...
Расписание ввели для удобства дачников. Добир...
Жители южной части ...
22 апреля в Павлодаре завершится отопительный...

ITECA
100 дорог

УМЕЛЕЦ, строительный магазин

Предлагает:
Ручной инструмент
* малярный * слесарный * столярный * измерител...
Запчасти для ремонт...
* электроплит* стиральных машин* микровол новок* ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 210 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.