Казахстанские новости

Край рыбы (28.08.2008, 09:15), просмотров: 3753

Край рыбы
Село Копбирлик расположено на берегу озера Балхаш. Здесь только три улицы, где чуть больше 200 дворов. Жизнь этого села нелегкая: полная разруха и безработица, чахнущая социальная сфера. Самое интересное, что в Копбирлике кроме двух-трех человек официально безработных нет. Хотя из 960 жителей села постоянную работу имеют только несколько учителей местной школы, фельдшер, сельский аким и его заместитель.


Это село считается одним из самых отдаленных аулов в Алматинской области. Как шутят здешние жители, им легче через озеро в «соседнюю» область попасть, нежели до своего центра по бездорожью 300 километров добираться. Главное и единственное достояние поселка – шесть спутниковых телефонов, установленных телекомовцами еще в конце 90-х годов. Посредствам этой связи копбирликовцы могут вызвать скорую помощь, полицейского и иногда выйти на связь с внешним миром.
– Вообще официально этому селу 80 лет, а неофициально более трехсот. Старожилы говорят, что это село появилось на карте мира именно тогда, когда камыш как стройматериал стал применяться в хозяйстве. Сначала здесь его рубили обычные батраки, потом к ним присоединились царские каторжники, позже и сталинские. Жили себе спокойно и делали свою работу. В 1931 году власти решили мелкие хозяйства объединить в единое и создали рыболовецкий колхоз имени Кирова. Так из рабочих люди переквалифицировались в рыбаков. Озеро за сезон давало десятки тысячи тонн рыбы. Хозяйство стало богатеть, начали асфальтировать дорогу, проводить радио и телефон. Колхоз превратился в миллионера. Как рассказывают местные жители, предпоследний руководитель колхоза даже выкупил для местных рыбаков 5 процентов акций Балхашского рыбоперерабатывающего завода.
Крах в эти края пришел вместе с последним руководителем колхоза, фамилию которого местные жители даже вслух произносить не хотят. Предприимчивый руководитель за считаные месяцы распродал все нажитое за долгие годы. С тех безоблачных для колхоза времен остались лишь десяток ржавых катеров и два десятка дырявых лодок.

Жителям ничего не оставалось, как начать все сначала. Они снова взялись за весла и сети.
– Вначале было тяжело, – вспоминает те годы рыбак с 15-летним стажем Нурсултан. – Я был молод и не знал многого. Думал, выйду на море, кину сети в воду и рыбки сами ко мне поплывут. Но нет, ошибся. Потом меня ребята пригласили в бригаду. Постепенно стал приносить домой хороший улов. Тогда мы о бизнесе и не думали, это сейчас торговцы нас, как и наши жены, у берега ждут.
Сейчас у Нурсултана своя бригада, которая состоит из проверенных друзей и братьев. Они обеспечены всеми необходимыми приспособлениями. В прошлом году рыбак, воспользовавшись нововведением в законодательстве, легализовал свое плавсредство. У него есть двухколесный «Урал» с люлькой, который в Копбирлике считается круче «Хамера» или «Мерседеса» последней марки.
– Мотоцикл у нас самый востребованный транспорт, – рассказывает Нурсултан. – Летом на нем мы добираемся до озера, а зимой ездим по льду. Другой транспорт уходит под воду. А мотоцикл очень легкий и не проваливается под лед.
Несмотря на все предостережения рыбаков, на озере все же случаются несчастья. Балхаш – озеро суровое и не прощает человеческих оплошностей, говорят местные старики, похоронившие не одного рыбака.

Смерть коллег не останавливает копбирликовских мужчин. Ведь вся жизнь в ауле связана с озером. Они ловят рыбу, их жены ее сортируют и сдают своим подругам-торговкам. Те в свою очередь везут в районный, а потом и в областной центр. Продают. Цены, я вам скажу, смешные. К примеру, судак здесь стоит 150–180 тенге, сазан – 50 тенге, а леща так вообще по 5 тенге за килограмм отдают. Но для этих женщин и эта цена считается хорошей. Ведь для них главное успеть реализовать свой товар.
– Раньше между Копбирликом и Уштобе курсировал старенький советский «ЛАЗ», – жалуются местные женщины. – Мы могли спокойно на нем даже до Талдыкоргана доехать. Легковые машины ходят редко. Дорога очень плохая. В прошлом году дорожники между Байшегиром и Копбирликом проложили около 30 километров гравия и всю дорогу испортили. Теперь вся трасса до областного центра усыпана ямами.
Из этой ситуации копбирликовцы вышли сами. Они уговорили уштобинских таксистов каждое утро приезжать к ним в поселок. Таким образом сообщение между селами и районом было налажено. Поездка до Талдыкоргана для копбирликовцев обходится в 1500 тенге.
Жители этого поселка очень дружны друг с другом и живут они по принципу «Один за всех и все за одного». К примеру, в Копбирлике во все времена дома строили исключительно методом асара, то есть сообща всем селом. Асаром копбирликовцы построили в селе и водопровод.
– Напор воды, правда, очень слабый и она не совсем чистая, но другой у нас нет, – сетуют женщины у колонки. – Мы рады и этому, ведь раньше нам приходилось брать воду из открытых источников и колодцев, которые когда-то выкопали наши деды.
Несмотря на все трудности, с которыми жителям забытого села приходится сталкиваться, люди продолжают трудиться. Единственное, чего они больше всего хотят, – это то, чтобы им не мешали жить.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган–Уштобе–Копбирлик



Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Какое наказание гро...
Казахстанские юристы прокомментировали, какое...
Вернут ли последний...
Министр просвещения Гани Бейсембаев поручил...

Ёрш
100 дорог

"Мир связи" Компания

Предлагает:
Монтаж радиооборудо...
Специалисты компании «Мир связи» осуществляют свои...
Обновление навигаци...
Обновление навигационных систем и карт навигаторов
Портативная р/с Ken... Портативная р/с Ken...
* Частота: 400-470 МГц; * каналов: 128; мощност...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 136 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.