Казахстанские новости

Была в ужасе: как один звонок превратил алматинку в антимиллионершу (13.11.2019, 14:51), просмотров: 2890

Была в ужасе: как один звонок превратил алматинку в антимиллионершу
Клиенту банка необходимо назвать код, который придет ему в виде SMS с номера банка. Если человек соглашается, то может потерять деньги либо стать участником мошеннической операции по переводу денег. Такой звонок поступил корреспонденту Sputnik, однако у мошенников ничего не вышло — журналисты знают о подобных схемах. Кроме того, звонившего выдавал «говор», не характерный для жителей Казахстана.

Мы решили выяснить, как данные попадают к мошенникам и что делать их жертвам. Таким образом мы познакомились с нашей героиней-«антимиллионершей» и смогли в режиме реального времени проследить, как работает система и на что могут рассчитывать пострадавшие клиенты банков.

История Екатерины: от отчаяния до хэппи-энда

Молодая алматинка Екатерина только уложила ребенка спать и занималась домашними делами, когда на экране телефона высветился номер колл-центра банка. Вежливый голос представился менеджером и предупредил девушку о подозрительной активности на ее счете — кто-то пытался сделать перевод с ее карты.

«Но это карточка для получения социальных отчислений, и на ней ничего нет — ноль на счете», — удивилась Екатерина.

«По вашей карте сейчас пытаются совершить мошеннические операции, мы бы хотели их предотвратить. Если вы согласны, сейчас вам придет код, который нужно продиктовать в тоновом режиме», — пояснил звонивший.

Что девушка и сделала. После того, как звонившие поблагодарили за сотрудничество и повесили трубку, ей пришло еще одно SMS — банк предупредил о подозрительной активности. Затем телефон зазвонил снова.

«Здравствуйте, по вашей карте проводились мошеннические операции», — сообщили ей.

«Да, я знаю, я уже переговорила с вашими специалистами, они только что звонили, и мы их предотвратили» — ответила Екатерина.

Девушку заверили, что ей никто не звонил, а когда она просмотрела выписку со счета, оказалось, что на карте у нее минус миллион тенге.

«Я была в ужасе и отчаянии. Сама перезвонила в свой банк, где кроме этой карты у меня еще и ипотека, и объяснила ситуацию. Мое обращение приняли в работу. Я поехала в отделение банка, там выяснилось, что по моей карте сделали технический овердрафт (перерасход) — перегнали через мой счет деньги и вывели их на Украину. По сути я „поспособствовала“ мошенникам. А сама получила миллионную задолженность перед банком. Через некоторое время на нее стала „капать“ пеня — задолженность начала расти», — рассказывает Екатерина.

Дело было в начале октября, прошел почти месяц, и хотя девушка постоянно была на связи со своим банком, никаких новых подвижек в ее деле не было, а долг продолжал расти.

«От Sputnik Казахстан узнала, что в Нацбанке есть департамент защиты прав потребителей финансовых услуг, связалась с его директором. Меня проконсультировали, успокоили, помогли составить заявление. Некоторое время спустя сотрудники моего банка сообщили, что принято решение задолженность списать — что и было сделано. Было очень нервно — но я уже стала думать, как будут „гасить“ свой миллионный долг, и что мне „светит“ — могли запретить выезд из страны, например. Но все закончилось благополучно, а я теперь совершенно точно знаю, как действовать в подобных ситуациях, и самое главное — как в них не попасть», — заверила Екатерина.

Откуда берутся мошенники

Точное число людей, которым звонили мошенники, неизвестно, как и число пострадавших. Банки делятся этой информацией неохотно, сообщая лишь, что после выявления фактов мошеннических действий банком направляется заявление в департамент полиции.

Согласно мониторингу социальных сетей, о действиях мошенников сообщают клиенты как минимум четырех крупных казахстанских банков.

«В банк периодически поступают жалобы о звонках финансовых мошенников, которые, используя недостаточную бдительность и приемы социальной инженерии, пытаются выведать у клиентов конфиденциальную информацию для доступа к их счетам. По всем подобным жалобам проводится внутренняя проверка и информация направляется в правоохранительные органы», — сообщили Sputnik в пресс-службе Halyk Bank.

Мошенники используют сервисы IP-телефонии, позволяющие подделать любой номер городского или мобильного телефона.

«Для выбора своих жертв мошенники используют базы данных мобильных операторов, полученных незаконным путем. Сами злоумышленники физически находятся в России и на Украине», — рассказали в банке.

К слову, эта проблема характерна не только для Казахстана. В интернете есть сайты, на которых продаются различные базы данных по клиентам банков СНГ и мира. Вопрос, каким образом к ним попадает информация по клиентам казахстанских банков, находится в компетенции правоохранительных органов. При этом сами банки исключают утечку данных клиентов из своей базы.

В «Банк ЦентрКредит» отмечают, что в последнее время число обращений сокращается — казахстанцы уже знают о мошенниках, звонков от них поступает все меньше.

«О таких видах мошенничества банку известно из внешних источников СМИ, в основном, российских, поскольку данные виды мошенничества активно использовались против клиентов российских банков. Обращения в наш банк от казахстанцев поступали, но в настоящее время мошенничества такого рода прекратились», — рассказали в пресс-службе БЦК.

В случае, если клиент попался на удочку мошенника, необходимо сразу же перезвонить в сall-центр банка и сообщить о таком факте, заблокировать свои счета и карточки, а также доступ к интернет-банкингу. Также необходимо обязательно обратиться с заявлением в правоохранительные органы и подать обращение в банк в целях рассмотрения возможности по возврату сумм.

«В случае с Екатериной нам удалось списать образовавшуюся задолженность. Также наши сотрудники провели подробный инструктаж, чтобы в дальнейшем избежать подобных ситуаций», — отметили в банке.

Как не стать жертвой мошенников

Мошенники постоянно совершенствуются — сейчас в их распоряжении IT-технологии. Однако способы оставить злоумышленников с носом и сохранить свои данные и деньги есть. Принципы безопасности остаются базовыми. Вот что советует Национальный банк Казахстана.

  • Ни при каких обстоятельствах не отправляйте никому ваши персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность.

  • Никогда не передавайте и не публикуйте, в том числе в социальных сетях, реквизиты платежной карты: 16-значный номер, имя держателя, срок действия, CVV/CVC-код. Иной раз жертвами мошенников становятся люди, публикующие свои данные для благотворительности.

  • Никому не сообщайте SMS-коды для авторизации и подтверждения операций, в том числе сотрудникам банка.

  • Не передавайте свои банковские карты третьим лицам (даже родственникам), в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах.

  • В случае утери карты сразу же закрывайте ее или приостанавливайте все операции, позвонив на горячую линию банка.

  • Сотрудники банков никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить данные по карте либо полученные СМС. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом.

  • При пользовании банкоматом осмотрите его на наличие подозрительных предметов, которые выбиваются из общей структуры устройства. Даже убедившись в безопасности устройства, вводить ПИН-код рекомендуется, всегда прикрывая цифры от посторонних глаз.

  • Если вы совершаете платежи и покупки с использованием банковской карты через интернет, не открывайте подозрительную почту и не переходите по неизвестным ссылкам. В них может содержаться вирус, способный дистанционно передать мошенникам информацию с вашего компьютера.

  • Подключите услугу мобильного банка, который за символическую ежемесячную плату присылает на мобильный телефон владельца карты информацию по всем изменениям счета и совершенным транзакциям. Таким образом вы сможете оперативно отследить подозрительные операции по вашей карте.
Чаще всего жертвами мошенников становятся пожилые клиенты или люди, находящиеся в уязвимой ситуации. Мошенники вежливые и располагают к себе, общаются грамотно. Запугивают и одновременно выражают желание помочь. Торопят клиента и не дают ему возможности обдумать ситуацию.

Главное помните: если вам позвонили из Call-центра — лучше положить трубку и перезвонить по номеру, указанному на вашей банковской карте

Источник: Sputnik Казахстан


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

В Петропавловске пр...
В Петропавловске прорвало все дамбы и земля...
В Казахстане хотят ...
В Казахстане планируют отменить лишение прав ...

Ёрш
100 дорог

"Рублевый" обменный пункт

Предлагает:
Обмен валют
Выбирая лучший курс, вы можете доверять надежности...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 205 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.