Казахстанские новости

Ночная промашка (24.05.2018, 13:00), просмотров: 552

Ночная промашка Передовые страны, развивая альтернативную энергетику, имеют и дифференцированные по зонам суток тарифы. До этого года так было и у нас. Было, но… сплыло. К 2030 году доля альтернативной энергетики в энергобалансе Казахстана достигнет 30 процентов. Такие красивые цифры прозвучали недавно. А также было сказано, что если весь автопарк заменить на электрокары, то удастся очистить воздух на планете до уровня 200-летней давности.

Такие данные, надо полагать, исходят от Министерства энергетики, ответственного со времен упразднения Министерства экологии и за “зеленую” энергетику. И мы с вами просто обязаны оценить удивительную нацеленность этого ведомства на самые невероятные перспективы.

Да, альтернативная энергетика развивается у нас семимильными шагами: если к началу 2015 года, когда вся страна устремилась к финишу ЭКСПО-2017, мы успели ввести 128 МВт солнечных, ветровых и биогазовых мощностей, то сегодня это уже 350 МВт, или 1,6 процента от общей установленной мощности (21,3 ГВт) всех казахстанских электростанций. И выработали эти бездымные электростанции в выставочный год более одного миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Что составило… чуть больше процента от всего ее производства в Казахстане. Один процент - это уже немало, но, чтобы добраться до тридцати за оставшиеся до установленного срока 12 лет, нам придется вводить ежегодно по два-три набора всего того, что создано за последнее десятилетие. А это, извините, не прокатит даже не потому, что ЭКСПО больше не будет, а элементарно по деньгам и тарифам.

Маленький секрет: тарифы на ветровую энергию в два-три, а на солнечную - в три-четыре раза выше, чем на угольную, и спонсируем их… мы. Развитые страны, та же Германия, мощно доплачивают за альтернативную выработку. А у нас правительство придумало эдакое самообслуживание: создан расчетный центр, он покупает дорогую солнечно-ветровую энергию и продает ее… угольным электростанциям. И пока двойная-четверная цена лишь на процентик подмешивается к привычным тарифам - и потребителям не заметно, и традиционные электростанции не бунтуют. Но будь альтернативной энергии уже хотя бы процентов пять, тем более десять, тогда либо пришлось бы ощутимо поднимать тарифы, либо… искать скрытые резервы.

К примеру, вот такой резерв: если мы сопоставим установленную мощность всей казахстанской энергосистемы с ее годовой выработкой, то обнаружим, что электростанции в среднем загружены лишь на 52 процента. И даже с учетом всех резервов и ремонтов - только на 65 процентов. Итого как минимум 35 процентов дорогостоящих и в строительстве, и в содержании электрических мощностей в среднем и по году, и по суткам элементарно простаивают. И все из-за неравномерного графика электропотребления. Поэтому многие неглупые страны - от США с Велико­британией, Японии с Израилем до России с Украиной и Беларусью - применяют дифференцированные по зонам суток тарифы, чтобы снизить вечернее пиковое и повысить пониженное ночное потребление. До этого года так было и в Казах­стане, но… отменили.

Дескать, невыгодно. Кому невыгодно? Потребителям безусловно выгодно, тем более что у них должен быть выбор: хочешь - бери по среднему тарифу, хочешь - переходи на ночной пониженный, но дневной повышенный. Электростанциям - тем, что участвуют в графике покрытия электрических нагрузок, тоже, безусловно, выгодно получать побольше за пиковые часы и заполнять пусть и более дешевой выработкой ночные провалы. Это именно тот случай, когда выгодно всем. Скажем больше: будь дифференцирование тарифов поставлено с умом и долгосрочно, на такую схему с охотой бы перешли многие производства, заметная часть населения, и такая схема имела бы все более расширяющие­ся перспективы.

Здесь будут кстати и слова насчет электрокаров: для Казахстана это чрезвычайно привлекательная штука, к тому же налажен выпуск и отечественных электромобилей. А им как раз и пригодился бы ночной тариф: днем люди ездят, ночью же, когда водители спят, машины дешево заряжаются. Экономический да и экологический эффект мог бы получиться громадный.

Кстати сказать, двести лет назад, когда в мире не было ни одного бензинового мотора, не было и ни одной электростанции, первая из них появилась всего 136 лет назад в Нью-Йорке. Но смог над городами, отапливаемыми углем и дровами, лежал куда гуще нынешнего. Так вот от удобств технического прогресса нам все равно не отказаться, а замена миллионов бензиновых моторов мощными генераторами пусть и угольных, но с современной газоочисткой электростанций и экологичнее, и экономичнее. В результате освобождался бы ресурс для наращивания уже и чистой генерации. Поэтому добавь мы льготную ночную загрузку хотя бы трети из 35-процентного запаса генерирующих мощностей - решили бы в комплексе многие проблемы.

Так кому же дифференцированные тарифы оказались невыгодными? ЭСО - энергоснабжающим организациям. Сами они электроэнергию не вырабатывают и по сетям не передают - только собирают деньги. Это такая искусственная придумка еще чубайсовско-аблязовских времен, не оправдавшая возложенных на нее функций, по признанию самого Минэнерго. Но благополучно существующая и делящая втемную (по засекреченным тарифам) большую часть электро­энергии.

Так как же правительство промахнулось, приложив дифференцирование тарифов не к электростанциям, а к ЭСО? С одной стороны, это вопиющий непрофессионализм, непонимание основ работы энергосистемы. С другой - просто бюрократическая неувязка: тарифы ЭСО проходят по линии Миннац­экономики, а тарифами электростанций командует Минэнерго. Одни не разобрались, другие отмолчались. И все же хорошо бы министру Канату БОЗУМ­БАЕВУ, чуть отвлекшись от нефти и ГСМ, заняться проблемами электроэнергетики.

Автор: Пётр СВОИК
Источник: Время


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

"На воле такие униж...
Трансгендер Виктория Беркходжаева, которая ...
Желтая "скорая" с с...
Все регионы Казахстана до конца июня планир...

"Бизнес-Линк ПВ", ТОО

Предлагает:
Продажа систем виде...
VeSta - один из ведущих Российских производителей ...
Техническое обслужи...
Наша компания осуществляет качественное обслуживан...
Уличная IP видеокам... Уличная IP видеокам...
Высокока чественн ый КМОП-сенсор с прогрессивным ...

Фото объявления

Требуются сотрудники, с педагогическим образованием

Требуются ...

Требования: Образование: ...
Подработка для студентов

Подработка для ...

Требования: От 18 лет. Грамотная ...
Авторазбор Nissan Patrol Y60

Авторазбор ...

Двигатель RD28, МКПП , Двери ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 156 чел.
© 2006-2018 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.