|
Казахстанские новостиЗачем Назарбаеву соединять Каспий и Черное море? (23.05.2018, 15:32), просмотров: 2094На саммите ЕАЭС в Сочи Нурсултан
Назарбаев в очередной раз призвал задуматься над реализацией «проекта века» под
названием «Евразия» по соединению Черного и Каспийского морей. Сама идея
возникла еще в начале 20 века при Сталине, однако началась война, и проект
канул в лету. В 2007 году именно Назарбаев вновь предложил, наконец,
реализовать затею и даже начались некие исследования. Однако впоследствии о
«Евразии» фактически забыли, но Назарбаев вновь напомнил, что говорит о его
реальном желании соединить два моря. «Другим перспективным проектом стало бы строительство судоходного канала «Евразия», который позволит связать водными путями Черное и Каспийское моря», - сказал Назарбаев, выступая на расширенном заседании ЕАЭС. Кроме того, Казахстан предлагает проработать возможность строительства высокоскоростной автомагистрали «Евразия», которая соединит Европу с Азией через Россию и Казахстан. В 2007 году, впервые презентуя свою идею, Назарбаев отмечал, что еще в 1936 года отраслевой народный комиссариат подготовил технико-экономическое обоснование этого проекта, который так и не был осуществлен до конца. Однако в те годы было реализовано строительство значительной его части. Трасса канала проложена по Манычской впадине, по которой Каспийское и Азовское моря некогда соединялись проливом. В 1936 году был построен Усть-Манычский гидроузел, в 1941 году - Веселовский и Пролетарский гидроузлы, образовавшие одноименные водохранилища. Стоит отметить, что экологи весьма неоднозначно оценивают идею проекта, считая, что он может серьезно нарушить экологический баланс в регионе. Экологи говорят о таких возможных последствиях как прерывание путей миграций сайгаков из калмыцких степей в предгорья Кавказа, питание канала морской водой, что приведет к засолению окружающих территорий, прохождение канала по охраняемым природным территориям, возможное попадание в Каспийское море так называемых вселенцев - флоры и фауны Азовского моря. Так для чего же Казахстану в таком случае столь неоднозначный и сложный, а также затратный проект? Об этом Exclusive.kz спросил у экспертов. Депутат парламента РК АйкынКонуров: На сегодня, несмотря на благоприятную
конъюнктуру цен на энергоносители, ключевые игроки ЕАЭС Казахстан и
Россия понимают, что не успевают диверсифицировать экономику своих стран до
конкурентоспособного уровня. Создание экспортоориентированных экономик - мечта
многих развивающихся стран и союзов, но не каждому дается возможность повторить
подвиг Китая. Если рассматривать ситуацию в этом ключе, то для стран ЕАЭС есть
несколько путей развития. Можно долго и трудно создавать кооперативные связи
внутри экономического союза, что приведет к импортозамещению и, возможно, к
экспорту на внешние рынки, но в условиях странной денежно-кредитной политики
национальных банков это довольно проблематично. В угоду удушения инфляции монетарные власти заодно перекрывают кислород и бизнесу. Таковы издержки борьбы с инфляцией и, похоже, других рецептов или сценариев, к сожалению, главы национальных регуляторов или не знают, или им не дают их применить. Второй вариант - это качественное
улучшение своей инфраструктуры с целью привлечения транзитных товарных потоков
из фабрики мира КНР и ближайших соседей, что не имеют выхода к морям. Это
достаточно хорошие прибыли. Проект канала Каспий – Черное море при его
удачной реализации позволит значительно сократить время транзита из Поднебесной
и Азии к самому главному рынку на континенте - Европе. Это понимают все, но
не все геополитические игроки этого хотят. Не секрет, что именно морской путь
самый дешевый, а в условиях Каспия и Черного моря – это еще и самый
безопасный, поэтому страны большого морского пути, государства и
транснациональные корпорации, нацеленные на прямую конкуренцию за
европейский рынок, будут оказывать достаточно сильное противодействие этому
проекту. Страны же, вовлеченные в новый глобальный проект «Один пояс, один путь»
во главе с Китаем, кровно заинтересованы в создании конгломерата качественных
транзитных путей. Кто из них победит и что из этого выйдет - покажет время. Но
Казахстан, однозначно, очень заинтересован к выходу к большой воде и Европе
через канал Каспий – Черное море. Ведь, кроме транзита китайских грузов,
мы можем облегчить экспорт наших пшеницы, углеводородов, металлов и,
впоследствии, готовой продукции со своих и передислоцированных из КНР заводов и
фабрик. Любой проект можно реализовать, если будут деньги. На сегодня есть хороший финансовый институт – Азиатский банк инфраструктурных проектов. Если заручиться глобальной поддержкой второй экономики мира Китая, партнеров по ЕАЭС, Турции, то проект канала можно успешно реализовать. Ведь заинтересованных стран в улучшении транзитного потенциала прикаспийского региона больше, чем противников. Специалист по Ближнему и среднему Востоку Антон Евстратов: Идея канала «Евразия», предложенная
Нурсултаном Назарбаевым – далеко не новая. Более того, она даже была реализована
в советское время в 1952 году – речь идет о знаменитом Волго-Донском канале.
Однако для современных нужд он – слишком мелкий, а его инфраструктура –
достаточно сложна и накладна. Очевидно, что канал «Евразия» должен стать
проектом гораздо более серьезного масштаба. В 2007 году о такой перспективе
в самых благожелательных выражениях высказывался президент России Владимир
Путин. В 2014-м уже Назарбаев говорил о «Евразии», как об одном из самых
амбициозных проектов ЕАЭС. С одной стороны, переоценить экономическое и, как
следствие, - геополитическое значение канала трудно – он облегчит вывод
китайских товаров на европейские рынки, снизит себестоимость их доставки в
западном направлении и станет серьезной альтернативой Суэцкому каналу. По этому
поводу есть ряд солидных исследований китайских специалистов. Это, несомненно,
отвечает интересам Китая и прикаспийских республик Центральной Азии, прежде
всего – Казахстана, который станет важнейшим транзитным узлом. Однако Россия, в
случае отсутствия контроля канала, в этом случае в значительной степени теряет
свое транзитное значение, особенно в условиях перспективного общего рынка ЕАЭС.
Такой путь в обход РФ, мягко говоря, выбивается из логики Евразийского союза. Кроме того, неочевидна рентабельность проекта – ожидается, что он окупится в
пределах 20 лет. Интересно, что, помимо России, новый канал создаст причины для
обхода Ирана и Азербайджана как транзитных территорий, в частности, к падению
значения недавно построенной железной дороги, связавшей Казахстан и Иран –
значительная часть грузов пойдет не по ней, в порт Бандер-Аббас, а на Запад – в
Черное море. Похожая ситуация сложится и в отношении Азербайджана и Грузии,
также выводящие казахстанские и китайские товары в Черное море через свою
территорию. Впрочем, Иран способен воспользоваться и преимуществами канала,
выводя свою продукцию на внешние рынки не только через Персидский залив, но и
через Черное море. Неоднократно высказывались мысли и об экологических
проблемах, которые может за собой повлечь строительство «Евразии» - засоление
низовьев Волги и Дона, а также самого канала может привести к экологической
катастрофе на Юге России и, в частности, к гибели всего сельского хозяйства
региона в том виде, в котором мы его знаем сейчас. Впрочем, имеются проекты заполнения канала пресной водой. В случае, если решение о строительстве все же будет принято, России важно будет установить выгодный для себя режим пропуска судов и потребовать соблюдения необходимых экологических норм. Если это будет реализовано – новый канал будет отвечать экономическим интересом, и Москвы, и Астаны, и Пекина, хоть и ударит пона данный момент оппонентам ЕАЭС - Баку, Тбилиси, в перспективе - Анкаре и частично партнеру союза – Тегерану. С последним необходимо будет работать по данному проекту отдельно, учитывая интересы стран ЕАЭС и ИРИ, что возможно. Аскар Муминов Источник: http://www.ca-portal.ru/article:42733 Последние новости:
|
Ещё новостиСамые читаемые:
Самые обсуждаемые:
|
Реклама на сайте | Контакты | Наши клиенты | сейчас на сайте 254 чел. | ||||
© 2006-2023 ТОО"Электронный город" Дизайн Алексенко А. |
Комментарии:
Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.
Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.