Казахстанские новости

Зима на Шымбулаке обещает быть особенной (06.12.2007, 11:28), просмотров: 2808

Зима на Шымбулаке обещает быть особенной
Всего полгода назад в ходе общенациональной презентации прорывных проектов страны, включенных в государственную программу «30 корпоративных лидеров Казахстана», аким Алматы Имангали Тасмагамбетов заложил на Шымбулаке капсулу с посланием будущим поколениям, дав символический старт грандиозному проекту. Но именно за эти шесть месяцев на горноспортивной базе сделано столько, сколько не было сделано за всю ее историю. Известные с детства всем алматинцам склоны начинают приобретать вид настоящего курорта. И это только начало, заверяют девелоперы проекта.
 
Стремление за сравнительно короткий срок сделать из совковой спортивной базы международный горный курорт основывается на желании не ударить в грязь лицом перед мировым спортивным сообществом в 2011 году, когда у нас в стране будет проходить зимняя Азиада. Хотя такая цель вполне понятна и похвальна. На самом деле при правильном подходе весь Алматы может стать достойным игроком на рынке международного турбизнеса.
 
В каком еще месте собрано сразу столько всего, ради чего миллионы людей готовы преодолевать огромные расстояния и, что немаловажно, платить хорошие деньги: идеальные поля для гольфа, чудесные долины для конных прогулок, прекрасные горы, где есть и каток, и снежные склоны, и вершины-четырехтысячники. Мы нечасто задумываемся о том, что все это – тоже природные ресурсы, способные укреплять не только здоровье, но и экономику страны, и в отличие от нефти, газа и руд, они восстановимы и неисчерпаемы. Правда, это зависит от нас.
Именно такой подход – бережное внедрение цивилизации, мы сейчас наблюдаем на территории курорта «Медеу-Шымбулак».
 
Тем реконструкционным и строительным работам, которые полным ходом ведутся сейчас в горах (в частности строительство гондольной дороги от Медеу до Шымбулака, автопаркинга и других инфраструктурных объектов), предшествовала большая подготовительная работа, в том числе и по согласованию с экологами, которые вынесли заключение о том, что негативного воздействия на окружающую среду в ходе реализации проекта не будет. Зато позитив виден уже сейчас. «Реализация этого проекта – большой шаг к развитию организованной туристической деятельности. К сожалению, сегодня мы все чаще сталкиваемся с плодами неорганизованного туризма. Так, в этом году в результате неосторожного обращения с огнем произошло два пожара на горе Мохнатка и рядом с плотиной», – говорит гендиректор Иле-Алатауского государственного национального природного парка Абай Бегембетов.
 
Он подчеркнул, что с приходом компании, управляющей проектом, жизнь национального парка облегчилась как в плане материальной поддержки, так и в плане понимания общих задач. «Уже сейчас компания оказала нам ощутимую материальную помощь по противопожарному обустройству. И совместные планы на будущее у нас далеко идущие: очистка территории парка, увеличение объема лесокультурного фонда за счет дополнительных посадок. Приятно работать с людьми, которые понимают, что природа требует инвестиций и бережного отношения к себе», – говорит он.
Неоспоримые плюсы для экологии видит и гендиректор экологического природного парка «Медеу» Ермурат Атабаев. По его мнению, строительство канатной дороги от Медеу до Шымбулака минимизирует количество автотранспорта на территории курорта.
 
Многоярусный паркинг на 3 тысячи автомобилей, строительство первой очереди которого подходит к завершению, решит проблему выхлопных газов в высокогорье. «Автомобильные выхлопы крайне негативно влияют на снежный покров. А ледники и снег на них являются частью водозабора для жителей Алматы. Поэтому сокращение транспортной нагрузки от Медеу до Шымбулака решает и эту проблему», – считает Ермурат Ербосынович.
Кроме того, госпарк «Медеу» уже сейчас приступил к реализации разработанной совместно с Medeu Development программы по озеленению будущей курортной зоны. На сегодняшний день в районе плотины уже высажено более 750 хвойных деревьев.
 
По общему признанию, между парками и курортом активно налаживается деловое и дружественное взаимодействие, которое стороны планируют закрепить на законодательном уровне в виде принятия специальных экологических требований хозяйствующих субъектов в зоне ООПТ. До сих пор они разрабатывались только для заповедных зон. «Специфика данного проекта и тот интерес, который к нему проявляется, позволяют распространить дефиниции подобного нормативного документа на сферу взаимодействия курорта и тех охраняемых территорий, в границах которых он располагается», – полагают экологи.
 
Разумеется, охрана окружающей среды – дело важное, но когда речь идет о местах массового отдыха, а курорт, вне всякого сомнения, таким местом является, на первый план выходит безопасность посетителей. До сих пор обеспечение безопасности было слабым местом Шымбулака и наших гор вообще. Собственно, обеспечения как такового и не было – больше номинальная служба спасателей два года назад по непонятным причинам и вовсе была аннулирована. За последние пять лет в наших горах зарегистрировано более 700 случаев серьезного травматизма, не говоря уже о гибели людей.
 
Сейчас на Шымбулаке обеспечение безопасности стоит в ряду особых приоритетов. Что касается стоящейся канатки, то здесь все под контролем. Австрийская компания Doppelmayer, которая ее спроектировала и теперь монтирует, имеет давнюю и безупречную репутацию солидного партнера. Каждый свой шаг при строительстве она тщательно координирует с особенностями ландшафта и природных условий, ставя безопасность будущей конструкции во главу угла.
 
«То оборудование, которое сейчас устанавливается на Шымбулаке, является самым надежным и самым безопасным в мире», – уверенно заявляет глава казахстанского представительства компании Savant Джон Джонс (компания контролирует качество проводимых работ и тех материалов, которые используются). По его словам, на всех опорах установлены по пять систем безопасности двух видов – механическая и электронная. Они очень хорошо дополняют друг друга: если возникнут вдруг проблемы с электричеством, будет работать механическая. По оценкам международных экспертов, коэффициент надежности канатной дороги соответствует международным стандартам.
 
Такой коэффициент закладывается при строительстве больниц. Отечественные специалисты к иностранцам относятся с уважением, однако помимо зарубежных предпочитают проводить и собственные исследования, давать собственные оценки. Впрочем, они тоже подтверждают, что Medeu Development отнеслась к делу серьезно с точки зрения возможности селевого и лавинного влияния на опоры канатной дороги Медеу–Шымбулак. «Мы проводили расчеты, которые показали, что даже при условии десятибалльной сейсмики опоры будут устойчивы. А там, где есть проблемы с откосами – у речки, на скальных породах, сейчас ведутся изыскания по укреплению. Мы даже японцев собираемся привлечь к этим работам», – говорит Юрий Зиневич из КазГидро, проектировщики плотины на Медеу.
Технический директор проекта Владимир Юн – горнолыжник с тридцатилетним стажем, и это многое объясняет. Например, его горячую увлеченность проектом.
 
Все, что делается на курорте, он как бы примеряет на себя. С особой гордостью он рассказывает о том, как расширены и улучшены трассы. Не секрет, что из-за недостаточной ширины (в некоторых местах до 5 метров) и мелких бугров ряд участков на склонах представлял реальную угрозу для лыжников и сноубордистов. Сейчас трассы кардинально улучшены – самые проблемные участки расширены от 30 до 120 метров, расчищены от камней, представлявших дополнительную опасность бугров. К примеру, такого участка, который именовался «качелями», больше нет.
Предметом особой гордости управляющей проектом компании являются снежные пушки. Это специализированное оборудование поставлено известнейшей в мире итальянской компанией Tehno Alpin.
 
«Их пушки имеют самые лучшие в мире характеристики производства искусственного снега», – восхищается Владимир. Сейчас закуплено 18 пушек, их количество, если это окажется необходимым, будет еще увеличено. Участок, запланированный для искусственного оснежения, составляет 2,5 км, это практически две трети существующего склона. Технология искусственного оснежения позволит увеличить зимний сезон практически на два месяца. Производство снега можно начинать, когда наружная температура достигнет минус четырех. На Шымбулаке это происходит уже в октябре. Кроме увеличения сроков катабельного сезона, искусственный снег обеспечивает основу под естественный снежный покров, что позволит избежать оголения участков на трассе.
 
Так что посетители курорта максимально застрахованы от неприятностей. Причем застрахованы в прямом смысле. Впервые за всю историю наших гор специалисты компании-девелопера разработали систему страхования посетителей курорта от несчастных случаев. Система подразумевает, что каждый отдыхающий, приобретший билет любого номинала на посещение курорта, сможет в случае происшествия, возникшего в процессе катания, получить возмещение расходов, затраченных на лечение. Перечень страховых случаев включает порядка ста наименований. Максимальная сумма возмещения составляет 500 тысяч тенге.
 
Кроме того, компанией разработаны правила функционирования курорта, в основу которых лег существующий опыт европейских горнолыжных курортов. По единодушному мнению как специалистов, так и отдыхающих, наличие таких правил, в которых регламентировано поведение находящихся на склоне людей, поможет повысить общую культуру отдыха вообще и в горах в частности. За исполнением «горного кодекса» будут следить сотрудники еще одного нового подразделения курорта – «снежной полиции».
 
Мечта всех, кто занят на проекте и, в первую очередь, его руководителя Славенко Бадура – сделать курорт таким, чтобы получить право на проведение здесь этапов Кубка мира по горнолыжному спорту. Славенко живет в Казахстане уже двадцать лет, он, как и Владимир Юн, помешан на горных лыжах и также примеряет склоны для себя. Славенко уверен, что Шымбулак имеет все перспективы для того, чтобы встать в один ряд с горнолыжными курортами, названия которых у всех на слуху. Здесь, считает он, есть все, чтобы заинтересовать самого требовательного туриста. А чего пока нет, скоро будет.
 
Марина ТИМОШИНА,фото Александра КАНЦЕДАЛОВА, Алматы


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Бишимбаев задавил р...
В Министерстве внутренних дел прокомментирова...
В Казахстане хотят ...
В Казахстане планируют отменить лишение прав ...

Доктор ноут
100 дорог

КУРС, Обмен валют

Предлагает:
Обмен валют
Выбирая лучший курс, вы можете доверять надежности...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 266 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.