Казахстанские новости

Почему индекс восприятия коррупции ухудшается, несмотря на постоянное усиление борьбы с ней (02.02.2017, 12:54), просмотров: 2612

Почему индекс восприятия коррупции ухудшается, несмотря на постоянное усиление борьбы с ней
Странная ситуация. Вроде за последние годы в Казахстане антикоррупционная борьба набирает обороты. На скамье подсудимых уже оказываются не только «мелкие рыбешки», но акимы, министры и даже целый премьер.

На официальном уровне борьбу с коррупцией в Казахстане приравняли к стратегической государственной задаче, что видно по многим принятым законам, программам и указам.

Но в индексе восприятия коррупции мы все еще болтаемся где-то между Россией, Украиной и Непалом. Кто-то из чиновников воскликнет: «Это происки врагов! Они не замечают наших успехов!» А кто-то подумает об имитации антикоррупционной деятельности там, где коррупция уже давно стало одним из инструментов внутреннего контроля самой элиты.

Чемпионы мира по принятию антикоррупционных законов

Если бы антикоррупционные рейтинги государств составлялись, только исходя из принятых на аналогичную тему законов и указов, мы, наверное, опередили бы и Данию, и Новую Зеландию - мировых лидеров по борьбе с мздоимцами.

Еще в 1998 году в Казахстане приняли закон «О борьбе с коррупцией». С декабря 2004-го Казахстан стал участником Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

3 мая 2005 года вышел Указ президента РК № 1567 «О Кодексе чести государственных служащих Республики Казахстан», который призван был установить границы поведения для чиновников.

Чуть позже приняли две программы: «Основные направления экономической политики и организационных мер по сокращению размеров теневой экономики в Республике Казахстан на 2005-2010 годы» и «Борьба с правонарушениями в сфере экономики в Республике Казахстан на 2005-2007 годы».

На их основе была разработана также государственная программа по борьбе с коррупцией на 2006-2010 годы.

В 2007 году был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования борьбы с коррупцией».

В законе была заложена норма, согласно которой «предусматривается возможность конфискации доходов и имущества, добытых преступным путем, предусмотрена ответственность за укрывательство коррупционных преступлений, усиление ответственности за посредничество и дачу взятки, а также ответственность должностных лиц иностранных государств и международных организаций за взяточничество».

В апреле 2008 года депутаты приняли закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».

А в 2009-м президент подписал указ «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в РК».

Согласно принятому Указу госслужащий обязан доводить до своего руководства и правоохранительных органов информацию об известных ему коррупционных правонарушениях, а также обеспечить прозрачность имущественного положения в период работы в госоргане и на протяжении определенного времени после увольнения из госструктуры. Кроме того, в государственных органах был определен перечень должностей с высоким риском совершения коррупционных правонарушений.

В Законе РК от 6 января 2012 года № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан», в пункте 1 статьи 6 к основным угрозам национальной безопасности были отнесены в том числе сращивание государственных органов с криминальными структурами и коррупция - как «способствующие снижению степени защищенности национальных интересов».

В статье 19 этого же закона «Обеспечение общественной безопасности» говорится о необходимости «усиления борьбы с преступностью, в том числе с ее организованными формами, коррупцией, терроризмом и экстремизмом». То есть коррупционеры были поставлены на одну доску с экстремистами и террористами.

В отраслевой программе по противодействию коррупции в РК на 2011-2015 годы отмечается: «Коррупция представляет собой системную угрозу безопасности Казахстана, угрожающую стабильности государства и общества, и препятствует проводимым экономическим и социальным реформам, создавая негативный имидж Республике Казахстан на международной арене».

В октябре 2015 года был принят новый закон «О противодействии коррупции», в рамках которого ставилась задача усилить антикоррупционный мониторинг, анализ коррупционных рисков, формирование антикоррупционной культуры, а также усиление мер финансового контроля.

Чуть позже, после принятия нового закона «О государственной службе», глава государства заявил, что  борьба с коррупцией будет приобретать всё более последовательный и системный характер.

Кстати, с 1 января 2017 года вроде должна была вступить в силу новая система оплаты труда государственного служащего, исходя из его компетенции и результатов деятельности.

То есть за наиболее эффективную деятельность предусматривается выплата бонусов. Не следует забывать и обещание ввести всеобщую декларацию имущества и капиталов, а также усилить антикоррупционную экспертизу всех принимаемых законов. Хотя еще в январе 2013 года в мажилисе даже презентовали пилотный проект электронной антикоррупционной программы «САРАПТАМА», которая была разработана молдавским Центром анализа и предупреждения коррупции.

И эту программу наши чиновники рекламировали как эффективный инструмент по исследованию всех норм законопроектов, содержащих коррупционные элементы. Прошло уже четыре года, но, выражаясь словами одного киногероя, «вдоль дороги мертвые с косами стоят, и гроб с покойничком летает, и тишина».

Самое интересное, что, пока в Казахстане все эти антикоррупционные инициативы плодились как кролики, выплата больших и маленьких «рахметов» не прекращалась.

За примером далеко ходить не надо. Компания Rolls Royce недавно вдруг призналась, что давала взятки чиновникам в Казахстане с 2009-го по 2012 год. А именно в этот период были приняты некоторые указы и отраслевые программы по борьбе с коррупцией. Это напоминает черную шутку: когда у пойманных воров публично рубили руки, другие воришки в это же время срезали кошельки у тех, кто приходил поглазеть на казнь.

По данным международного фонда Transparency International, опубликованным на днях, в прошлом году Казахстан на восемь пунктов ухудшил свои позиции в индексе восприятия коррупции (ИВК). Республика заняла 131 место, опустившись с 123-го места, которое занимало в 2015-м. Из постсоветских стран нашими соседями являются Россия и Украина.

Как отметила исполнительный директор фонда Наталья КОВАЛЕВА, полноценный эффект может дать не просто борьба с коррупцией и аресты чиновников, а такие превентивные меры, как устранение конфликта интересов, раскрытие конечных бенефициаров владельцев бизнеса, введение декларирования доходов и расходов чиновников, а затем и всех граждан страны.

Хотя если копнуть глубже, и этого не будет достаточно. Ведь всё упирается в более серьезную проблему. Коррупция у нас - это не просто банальный доступ к кормушке. Это механизм контроля, управления и поддержания равновесия и внутриэлитного баланса. Своего рода Corruption Relations & Corruption Management. Два в одном. Снаружи - членский билет в «клуб». Некое посвящение в систему. А внутри - довольно крепкий крючок, за который всегда можно дергать.

Конкуренция на рынке взяток


Те, кто входит в систему, должны всегда помнить, что «белых и пушистых» здесь нет: речь идет о серьезной проблеме трансформации коррупции в определенную форму теневой идеологии, которая определяет не только модель поведения многих представителей власти, но и порождает проблему криминализации сознания всего общества.

Опасность заключается в том, что высокий уровень подверженности коррупции со стороны  чиновников, имеющих доступ к гостайне, всегда может быть использован иностранными спецслужбами в целях их вербовки. В качестве источника этой самой информации или в роли агента влияния тех или иных государств.

Еще несколько лет тому назад известный казахстанский экономист Канат БЕРЕНТАЕВ писал:

«В Казахстане сформировалась «система ценностей коррупционера», коррупция стала нормой, ее не считают аморальной. В экономической сфере вместо конкуренции по качеству товаров и услуг наблюдается «конкуренция на рынке взяток». Но, как и во всякой конкуренции, здесь есть свои победители и проигравшие. При этом первые не чище, чем вторые. Хотя если раньше «проигравшие» либо брали не по чину, либо забывали делиться, при этом имели шанс вернуться быстро в систему в обмен на лояльность к ней, то сейчас правила игры поменялись. Лояльность уже перестала быть гарантией безопасности для «проигравших».

Борьба с коррупцией как инструмент для «отстрела» конкурентов

«Договориться на берегу» становится всё сложнее, если ты стал жертвой внутриэлитных разборок. Здесь антикоррупционную борьбу стали активно использовать как инструмент для «отстрела» конкурентов. И все эти игры в «наведение порядка», как ни странно, не укрепляют политическую систему, а ослабляют ее, так как снижают лояльность к центральной власти как бюрократического аппарата, так и региональной элиты.

Ведь долгое время коррупция была одним из негласных механизмов поддержания этой самой лояльности по отношению к центру - в рамках принципа «преданность в обмен на кормление». Теперь же, убирая этот механизм для многих и  оставляя его лишь для некоторых по-настоящему «неприкасаемых», Акорда не дает ничего взамен.

Убийца времени


В политической истории очень мало примеров, когда эффективность госаппарата повышалась, а борьба с коррупцией приводила к позитивным результатам, если антикоррупционные реформы разрабатывались и реализовывались самими чиновникам.

Один из законов Паркинсона гласит: любая бюрократическая структура рано или поздно начинает работать только на себя, превращаясь в самодостаточный организм. Поэтому любая административная и антикоррупционная реформа должна идти параллельно с ростом общественного контроля над деятельностью чиновников.

Но это значит, что реформировать надо всю политическую систему, а не отдельные ее элементы. Только в этом случае прозрачность, отчетность перед обществом, многочисленные социальные лифты для карьерного роста благодаря профессиональным данным помогут повышению эффективности госуправления.

Эффективная реализация государственных программ необходима здесь и сейчас. Именно время является тем не возобновляемым ресурсом, который требует более грамотного использования, так как от него зависит будущее Казахстана в жесткой конкуренции за место под солнцем.

А коррупция - «убийца времени», которое можно было бы потратить на повышение конкурентоспособности страны, а не на постоянную борьбу с этим социальным злом.

Досым САТПАЕВ
Ratel.kz


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Бишимбаев задавил р...
В Министерстве внутренних дел прокомментирова...
В Казахстане хотят ...
В Казахстане планируют отменить лишение прав ...

Ёрш
100 дорог

"Roll Service" фирма

Предлагает:
Отовая продажа комп...
Магнит от 100-200 шт -70 тнг/шт. от 300-500шт ...
Натяжные потолки
Компания Roll Service предлагает, качественный и б...
Рулонная система Рулонная система
Мини.
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 145 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.