Казахстанские новости

Эксперт рассказал о бензиновом лобби в Казахстане (17.09.2014, 11:58), просмотров: 653

Эксперт рассказал о бензиновом лобби в Казахстане Многолетняя проблема с нехваткой горюче-смазочных материалов на казахстанских автозаправочных станциях является следствием существующих проблем в нефтепереработке. При этом модернизация в Казахстане 3 существующих нефтеперерабатывающих заводов постоянно переносится. В то же время в интервью агентству КазТАГ аналитик нефтегазового сектора Сергей Смирнов отметил, что в первую очередь в повышении цен на ГСМ заинтересованы оптовики и крупные трейдеры.

Между тем проблема с нехваткой ГСМ становится традиционной. Почему же такая ситуация складывается в Казахстане?

По словам аналитика, проблема заключается в нефтепереработке. "Потому что уже много раз озвучивались цифры, что наши НПЗ могут обеспечить нефтепродуктами лишь 60% рынка, а остальное 40% приходится импортировать. Между тем завершение модернизации трех существующих заводов постоянно переносится", - сказал Смирнов.

"Еще в 2010 году президент Нурсултан Назарбаев заявил о том, что модернизация НПЗ будет окончена в 2014 году. Сейчас, как мы видим, 2014 год заканчивается, никаких, так сказать, особых подвижек не произошло, наоборот, дефицит топлива на рынке еще больше усилился. Более того, в мае этого года был очередной комплексный план, в котором было указано, что модернизация нефтеперерабатывающих заводов будет завершена лишь в 2018 году, и тогда будет у нас перерабатываться где-то 18,5 млн тонн сырой нефти вместо нынешних 14 млн тонн. И это, по мнению чиновников, позволит разрешить проблему с дефицитом топлива на нашем рынке", - пояснил эксперт.

По его мнению, за все последние годы в Казахстане уже могли бы построить новые НПЗ, которые выпускали бы более высококачественный бензин, и таким образом решили проблему с ежегодными капитальными ремонтами уже существующих.

"Уже бы построили. Когда заявлялась программа модернизации, утверждалось, что модернизация обойдется дешевле, чем строительство нового завода. Именно поэтому мы будем модернизировать заводы, а не строить новые", - отмечает аналитик.

"Тем более, когда началась история с модернизацией НПЗ, сначала озвучивалась цифра, насколько я помню, $3-4 млрд – это модернизация всех трех заводов обойдется. Потом цифра стала зашкаливать за $4 млрд. Сейчас уже назывались цифры, что модернизация обойдется свыше $6 млрд…Так вот на эти $6 млрд, которые сейчас называются, можно было построить новые заводы, еще бы деньги остались", - считает Сергей Смирнов.

По его словам, проблема с новым НПЗ так и не решается. "В этом году в своем послании президент потребовал к концу марта разработать планы по строительству, определить его мощности и место строительства. Уже год заканчивается, а мы ничего не знаем: где? когда? и при каких мощностях этот завод будет построен?. Думаю, что здесь проблема, как и с нашими дорогами. В принципе, можно же один раз хорошо отремонтировать дороги, и проблемы не будет. Постоянный ремонт дорог, как вы знаете, дает деньги большому количеству бизнесменов, то же самое и с модернизацией НПЗ", - говорит эксперт.

Между тем, в повышении цен на ГСМ, по его словам, в первую очередь заинтересованы оптовики и крупные трейдеры. "Та же ситуация в Атырауской области – там же у них свой НПЗ есть. Тем более, по заявлению их руководства, в этом году они производство бензина увеличили по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, даже в Атырауской области проблемы с дефицитом бензина", - отмечает он.

"Дело в том, что тут обвинять именно НПЗ в том, что куда-то девают нефть, не приходится. Потому что все наши заводы работают по "давальческой схеме": ресурсодержатели добывают сырую нефть, поставляют его на завод, завод получает деньги за процессинг ( переработку нефти – КазТАГ), и дальше ресурсодаватель получает уже нефтепродукты. И поэтому складывается ощущение, что именно ресурсодаватели заинтересованы в создании бензинового дефицита, поскольку идет рост цен", - считает аналитик.

"В марте прошлого года было принято решение, что необходимо регулировать и оптовые цены. Поручение было дано тогда еще министерству нефти и газа. Министерство благополучно заволокитило этот вопрос. Более того, где-то в сентябре прошлого года тогда еще министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявил, что он считает не целесообразным регулирование оптовых цен до тех пор, пока не будет проведена модернизация наших заводов", - пояснил эксперт.

"Какая связь между модернизацией заводов и регулированием оптовых цен – я не знаю. Поскольку оптовые цены не регулируются, то они могут вплотную прижимать как розница, что сейчас и происходит. Вроде цены повысились на тот же АИ-92 до 128 тенге за литр, а розница продолжает жаловаться, что у них очень низкие доходы. Вот если бы зарегулировать оптовые цены, а для розницы наложили бы определенный процент рентабельности, то, по крайней мере, с ценами можно было бы определиться", - считает Сергей Смирнов.

"Сейчас подняли цены на АИ-92, причем непонятно, каким образом определяли цену. Дело в том, что параметры цен нефти и курс доллара в этом году изменились. Девальвация изменила курс доллара и сейчас цены на нефть упали со $115 за баррель до $98. На мировом рынке цены на нефть упали, а у нас цены на дизельное топливо растут", - отмечает он.

"Вроде Казахстан – добывающая страна, тем не менее цены на бензин растут, качество не улучшается, и опять же – дефицит. Растут, потому что это законы рынка. Дефицит порождает рост цен на любой товар, который находится в дефиците. Нужно развивать собственные мощности по переработке, чтобы не зависеть от импорта", - считает эксперт.

По его данным, на сегодняшний день один из самых дорогих бензинов – в Норвегии. "Хотя у нас чиновники заявляют, что самый дешевый бензин в Казахстане. Так вот в Норвегии на среднюю зарплату они могут купить 1200 литров бензина АИ-92. У нас на нашу среднюю зарплату можно купить где-то 600 литров", - привел данные аналитик.

Тем временем , по его словам, зависимость от российского бензина растет.

Даже по динамике импорта в 2011 году АИ-92 импортировалось 30% от потребности, в 2012 году уже 35%, а в 2013 году импорт АИ-92 составил уже 37% от потребности, то есть с каждым годом идет нарастание импорта.

Источник: КазТАГ


Последние | 

По теме


  Последние | 

По теме



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Как должна звучать ...
Казахская интеллигенция и молодежь Шымкента...
Кто ответит за ошибку?
Одна неверно написанная буква в документе и...

"Мир швейной фурнитуры" Фирма

Предлагает:
ТД "Новый ЦУМ", 2 э...
Швейная фурнитура в широком ассортим енте. Реж...
ТД "Артур" 5, 1 эта...
Швейная фурнитура в широком ассортим енте. Теле...
Пряжки Пряжки
в ассортименте.

Фото объявления

Нарезка протектора шин

Нарезка ...

Всё еще ищете бэушную резину? Зачем? ...
Продам дачу. Торг уместен

Продам дачу. ...

Общество Металлург, 6 соток, домик 10 ...
Продам 3х комнатную улучшенную

Продам 3х ...

Продам 3 х комнатную улучшенную ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 287 чел.
© 2006-2016 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.