Казахстанские новости

Эксперт рассказал о бензиновом лобби в Казахстане (17.09.2014, 11:58), просмотров: 672

Эксперт рассказал о бензиновом лобби в Казахстане Многолетняя проблема с нехваткой горюче-смазочных материалов на казахстанских автозаправочных станциях является следствием существующих проблем в нефтепереработке. При этом модернизация в Казахстане 3 существующих нефтеперерабатывающих заводов постоянно переносится. В то же время в интервью агентству КазТАГ аналитик нефтегазового сектора Сергей Смирнов отметил, что в первую очередь в повышении цен на ГСМ заинтересованы оптовики и крупные трейдеры.

Между тем проблема с нехваткой ГСМ становится традиционной. Почему же такая ситуация складывается в Казахстане?

По словам аналитика, проблема заключается в нефтепереработке. "Потому что уже много раз озвучивались цифры, что наши НПЗ могут обеспечить нефтепродуктами лишь 60% рынка, а остальное 40% приходится импортировать. Между тем завершение модернизации трех существующих заводов постоянно переносится", - сказал Смирнов.

"Еще в 2010 году президент Нурсултан Назарбаев заявил о том, что модернизация НПЗ будет окончена в 2014 году. Сейчас, как мы видим, 2014 год заканчивается, никаких, так сказать, особых подвижек не произошло, наоборот, дефицит топлива на рынке еще больше усилился. Более того, в мае этого года был очередной комплексный план, в котором было указано, что модернизация нефтеперерабатывающих заводов будет завершена лишь в 2018 году, и тогда будет у нас перерабатываться где-то 18,5 млн тонн сырой нефти вместо нынешних 14 млн тонн. И это, по мнению чиновников, позволит разрешить проблему с дефицитом топлива на нашем рынке", - пояснил эксперт.

По его мнению, за все последние годы в Казахстане уже могли бы построить новые НПЗ, которые выпускали бы более высококачественный бензин, и таким образом решили проблему с ежегодными капитальными ремонтами уже существующих.

"Уже бы построили. Когда заявлялась программа модернизации, утверждалось, что модернизация обойдется дешевле, чем строительство нового завода. Именно поэтому мы будем модернизировать заводы, а не строить новые", - отмечает аналитик.

"Тем более, когда началась история с модернизацией НПЗ, сначала озвучивалась цифра, насколько я помню, $3-4 млрд – это модернизация всех трех заводов обойдется. Потом цифра стала зашкаливать за $4 млрд. Сейчас уже назывались цифры, что модернизация обойдется свыше $6 млрд…Так вот на эти $6 млрд, которые сейчас называются, можно было построить новые заводы, еще бы деньги остались", - считает Сергей Смирнов.

По его словам, проблема с новым НПЗ так и не решается. "В этом году в своем послании президент потребовал к концу марта разработать планы по строительству, определить его мощности и место строительства. Уже год заканчивается, а мы ничего не знаем: где? когда? и при каких мощностях этот завод будет построен?. Думаю, что здесь проблема, как и с нашими дорогами. В принципе, можно же один раз хорошо отремонтировать дороги, и проблемы не будет. Постоянный ремонт дорог, как вы знаете, дает деньги большому количеству бизнесменов, то же самое и с модернизацией НПЗ", - говорит эксперт.

Между тем, в повышении цен на ГСМ, по его словам, в первую очередь заинтересованы оптовики и крупные трейдеры. "Та же ситуация в Атырауской области – там же у них свой НПЗ есть. Тем более, по заявлению их руководства, в этом году они производство бензина увеличили по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, даже в Атырауской области проблемы с дефицитом бензина", - отмечает он.

"Дело в том, что тут обвинять именно НПЗ в том, что куда-то девают нефть, не приходится. Потому что все наши заводы работают по "давальческой схеме": ресурсодержатели добывают сырую нефть, поставляют его на завод, завод получает деньги за процессинг ( переработку нефти – КазТАГ), и дальше ресурсодаватель получает уже нефтепродукты. И поэтому складывается ощущение, что именно ресурсодаватели заинтересованы в создании бензинового дефицита, поскольку идет рост цен", - считает аналитик.

"В марте прошлого года было принято решение, что необходимо регулировать и оптовые цены. Поручение было дано тогда еще министерству нефти и газа. Министерство благополучно заволокитило этот вопрос. Более того, где-то в сентябре прошлого года тогда еще министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявил, что он считает не целесообразным регулирование оптовых цен до тех пор, пока не будет проведена модернизация наших заводов", - пояснил эксперт.

"Какая связь между модернизацией заводов и регулированием оптовых цен – я не знаю. Поскольку оптовые цены не регулируются, то они могут вплотную прижимать как розница, что сейчас и происходит. Вроде цены повысились на тот же АИ-92 до 128 тенге за литр, а розница продолжает жаловаться, что у них очень низкие доходы. Вот если бы зарегулировать оптовые цены, а для розницы наложили бы определенный процент рентабельности, то, по крайней мере, с ценами можно было бы определиться", - считает Сергей Смирнов.

"Сейчас подняли цены на АИ-92, причем непонятно, каким образом определяли цену. Дело в том, что параметры цен нефти и курс доллара в этом году изменились. Девальвация изменила курс доллара и сейчас цены на нефть упали со $115 за баррель до $98. На мировом рынке цены на нефть упали, а у нас цены на дизельное топливо растут", - отмечает он.

"Вроде Казахстан – добывающая страна, тем не менее цены на бензин растут, качество не улучшается, и опять же – дефицит. Растут, потому что это законы рынка. Дефицит порождает рост цен на любой товар, который находится в дефиците. Нужно развивать собственные мощности по переработке, чтобы не зависеть от импорта", - считает эксперт.

По его данным, на сегодняшний день один из самых дорогих бензинов – в Норвегии. "Хотя у нас чиновники заявляют, что самый дешевый бензин в Казахстане. Так вот в Норвегии на среднюю зарплату они могут купить 1200 литров бензина АИ-92. У нас на нашу среднюю зарплату можно купить где-то 600 литров", - привел данные аналитик.

Тем временем , по его словам, зависимость от российского бензина растет.

Даже по динамике импорта в 2011 году АИ-92 импортировалось 30% от потребности, в 2012 году уже 35%, а в 2013 году импорт АИ-92 составил уже 37% от потребности, то есть с каждым годом идет нарастание импорта.

Источник: КазТАГ


Последние | 

По теме


  Последние | 

По теме



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Сбербанк прокоммент...
Казахстанцев напугали "новым курсом валюты"...
Токаев назвал день ...
Председатель Сената Парламента Казахстана Кас...

"Крепыш" Клуб детского плавания

Предлагает:
Плавание
Плавание
Гимнастика с элемен...
Гимнастика с элементами массажа
Абонемент на 4 заня... Абонемент на 4 заня...
Цена за одно занятие 2300 тг В ЗАНЯТИЯ ВКЛЮЧЕНЫ...

Фото объявления

другое

другое

Установка и обслуживание систем ...
Количество 60 штук. Цена за 1 шт. Фото всех ...

Количество 60 ...

Количество 60 штук. Цена за 1 шт. ...
туфли

туфли

(маломерки), высота каблука 6см. ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 194 чел.
© 2006-2017 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.