Казахстанские новости

Террор в законе? (17.08.2013, 17:17), просмотров: 1012

Террор в законе? В Генеральной прокуратуре полным ходом идет работа над поправками в законы, касающиеся противодействия экстремизму и терроризму. Если нововведения будут приняты в нынешнем виде, то силовые органы при наличии подозрений будут вправе блокировать работу любых сайтов без санкций суда, а любой человек может быть поставлен на специальный учет, если кто-то из его знакомых будет заподозрен в действиях террористического или экстремистского характера.

О том, какие сюрпризы несут нашему обществу антитеррористические поправки, в интервью газете “Время” рассуждают политологи Марат ШИБУТОВ и Талгат МАМЫРАЙЫМОВ внимательно изучившие законопроект.

- Как известно, практически все поправки в существующие законы призваны усилить наказание за преступления и расширить полномочия государства. Что именно Генеральная прокуратура собирается ужесточить сейчас?

Марат Шибутов: По сути дела, законопроект расширяет понятия “террористическая деятельность” и “экстремистская деятельность” и позволяет быстро закрыть любую организацию, чья деятельность будет признана террористической и экстремистской. Кроме того, усиливается контроль за иностранными СМИ, сетями передачи информации и системами связи.

Талгат Мамырайымов: В проекте Генеральной прокуратуры речь идет не об увеличении срока наказания за экстремистскую и террористическую деятельность. Данный законопроект ужесточает контроль в сфере профилактики экстремизма и терроризма. Если эта редакция проекта будет принята, то практически все сегменты общества окажутся под жестким прессом цензуры органов национальной безопасности на предмет выявления экстремистских и террористических идей, лозунгов, статей, интервью и так далее.

Одна из главных направленностей предлагаемых Генеральной прокуратурой поправок в антитеррористическое законодательство заключается в возможности правоохранительных органов объявлять деятельность любого лица, любой организации экстремистской и террористической на основе одних только информационных материалов.

Кроме того, лица, организации, чья деятельность будет вызывать малейшие подозрения, в соответствии с законопроектом подпадают под сильный прессинг посредством постановки на учет. Эти меры действительно можно назвать жесткими.

В законопроекте, несомненно, расширены и полномочия государства в борьбе с экстремизмом и терроризмом. В частности, предлагается наделить финполицию возможностью пресекать любые финансовые потоки, мало-мальски заподозренные в связях с экстремистами или террористами.

- Но не получится ли так, что под слово “экстремизм” теперь можно будет подвести любое происшествие, вплоть до бытовых конфликтов соседей разных национальностей?

В законопроекте указано: “Пропаганда экстремизма - умышленные действия, направленные на возбуждение социальной, национальной, родовой, сословной, расовой, религиозной розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности”. Это довольно широкое определение, при этом, как вы знаете, понятие “рознь” очень трудно классифицировать. Так что при желании и бытовую перебранку можно под это подвести. Тут главное - какая будет правоприменительная прак­тика, потому что есть статьи УК, по которым не возбуждают уголовные дела. Как только закон вступит в силу, тут мы и увидим - будет ли его действие тотальным или избирательным.

Кто может гарантировать с учетом нашей специфики, что после принятия этого законопроекта соответствующие органы не будут произвольно “вносить обязательные для исполнения официальные предостережения физическим лицам об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Республики Казахстан, совершению преступлений, расследование которых отнесено законодательством Респуб­лики Казахстан к ведению органов национальной безопасности”?

Иначе говоря, я не исключаю, что введение в действие данного законопроекта может привести к некоему возрождению практик тоталитарных режимов, когда любого инакомыслящего, неугодного власти или какому-либо госоргану, чиновнику, будут огульно обвинять и заключать под стражу. Тем самым наше общество, наша политическая система останутся без возможности критического осмыс­ления политического процесса.

- Интересное предложение выдвигают разработчики поправок относительно блокировки сайтов и СМИ. Теперь силовикам уже будет не нужна санкция суда для этих действий. Чем это может обернуться для журналис­тов и блогеров?

Согласно законопроекту приостановить могут не только деятельность того или иного СМИ, но и сотовой или телекоммуникационной компании, так как в законопроекте используется определение “сетей и средств связи”. Так что действие документа, судя по всему, будет тотальным. При этом оговорено: “Приостановление деятельности любых сетей и средств связи производится на основании соответствующего решения суда или органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на сетях связи”. Получается, приостановить деятельность сможет обыч­ный следователь своим решением! Хотя и суд у нас блокировал те же сайты очень быстро - буквально за пару дней.

Блогерам надо помнить: для следователя список “френдов” обвиняемого в экстремизме и список возможных соучастников - это одно и то же.

Одно утешает: все это предлагается делать только по решению суда и его экспертизы. Но мы все знаем, что суды у нас работают, по сути, в одной связке с прокуратурой, органами внутренних дел и акиматами. Поэтому есть риск, что после принятия этого законопроекта в нашей стране может начаться нечто вроде того, что происходило в Китае в эпоху “культурной революции”.

- Как вы думаете, кто первым попадет под дамоклов меч новых карательных поправок? Дотянутся ли руки борцов с террором до популярных соцсетей?


Я полагаю, что сначала возьмутся за сайты, а затем уже за социальные сети. Как только закон вступит в силу, на месте редакторов и учредителей СМИ я бы отключил комментарии к новостям и публикациям на сайтах - иначе могут быть проблемы. Решат ли закрывать социальные сети целиком - не знаю, но вполне может быть, что все, что в них пишется, может стать поводом для возбуждения уголовного дела.

Определенная работа по предупреждению экстремизма и терроризма в социальных сетях должна вестись, но главное при этом не переступать черту, за которой начинается тоталитарное ущемление критического мышления, свободы совести. В принципе, это уже отчасти происходит посредством блокирования Фейсбука.

- Наверняка инициаторы законодательных поправок, о которых мы говорим, хотят сделать как лучше - полностью оградить Казахстан от попыток терроризма и экстремизма. Но достаточно ли для этого только изменить несколько документов, статей Уголовного и Административного кодексов?

Конечно, нет, это просто борьба с последствиями, которые позволяют снять лишь острые симп­томы. Тем не менее это позволит осуждать примерно по 200-300 экстремистов в год, что вполне достаточно, чтобы снизить уровень террористической опасности в стране.

Для полномасштабной борьбы с экстремизмом и терроризмом необходима соответствующая законодательная база. Но проблема заключается в том, чтобы эти законы при этом не ущемляли базовые права человека, в особенности права на религиозное вероисповедание, свободу совести и другие ценности открытого, демократического общества. Кроме того, никакие законы в нашей стране, к сожалению, не ограждают от чрезмерного, зачастую незаконного применения силовых мер нашими правоохранительными органами, их глубокому погружению в коррупцию, кумовство, когда главные организаторы экстремизма и терроризма в Казахстане находятся или оказываются на свободе.

Главным же инструментом в борьбе с экстремизмом и терроризмом, я считаю, является идеологическая работа, диалог - да хоть с теми же религиозными радикалами. Но как может вестись эта работа, если в нашей стране до сих пор не принята общегосударственная идеология?

- В 2011-2012 годах в стране произошло несколько громких терактов. В последнее время ситуация заметно улучшилась...

Радикалов у нас не так много, поэтому даже обычные арес­ты позволяют существенно влиять на их деятельность. Практически их всех уже ловят на стадии планирования террористических актов, а не как раньше - после их совершения.

В то же время крайние, жесткие, иногда незаконные силовые меры госорганов Казахстана в борьбе с экстремизмом и терроризмом могут привести к обратному эффекту - вспышке насилия, терроризму как мести силовикам, власти. Я считаю, что главной причиной всплеска террористических актов в нашей стране последние два года были внутриэлитные разборки. Следовательно, есть риск того, что теракты могут повториться. Возможно, в большей мере именно на предупреждение этого направлен рассматриваемый нами законопроект.

Беседовал Михаил КОЗАЧКОВ
www.time.kz



Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Сбербанк прокоммент...
Казахстанцев напугали "новым курсом валюты"...
Токаев назвал день ...
Председатель Сената Парламента Казахстана Кас...

"Премьер-Тур" турфирма

Предлагает:
Санаторий «Оазис» (...
Санаторий находится в экологически чистой зоне Омс...
Сезонный туры: Турц...
Сезонный туры: Турция, Египет, О.А.Э. Турция – ...

Фото объявления

весь комплекс сантехнических работ

весь комплекс ...

Дополнительно - опыт; ...
Тест полоски True result

Тест полоски ...

Продам тест полоски True result для ...
На запчастья.

На запчастья.

На запчастья. Марка - Samsung. ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 232 чел.
© 2006-2017 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.