Казахстанские новости

Куда уходят миллионы? (14.01.2013, 13:39), просмотров: 601

Куда уходят миллионы? Мажилисмены возмущены. Ситуация с учебниками в стране аховая. И это, несмотря на то, что из бюджета регулярно выделяются немалые суммы на их разработку. Издавать некоторые учебники вообще нецелесообразно, считает депутат мажилиса Гульмира ИСИМБАЕВА.

– Гульмира Истайбековна, что конкретно вас не устраивает?
– Ежегодно при рассмотрении бюджета на разработку учебников и методических пособий по программе 008 выделяются немалые средства. К примеру, на 2012–2014 годы предусмотрено 5,8 млрд тенге. В эту сумму входят разработка и апробация учебников, учебно-методических комплексов, проведение экспертизы литературы, разработка стандартов для 11-летней и 12-летней школ.

Но ведь Министерство образования заявляло, что к 2015 году страна уже перейдёт на двенадцатилетку. Значит, сейчас в этом плане должна быть завершена разработка всех стандартов и уже активно вестись создание учебных программ, чтобы своевременно могли быть подготовлены учебники и учебно-методические комплексы. Вопрос в том, зачем нужно было менять стандарты для 11-летнего образования на этапе перехода к 12-летнему?

– То есть, скорее всего, министерство сорвёт сроки перехода на двенадцатилетку?

– Я не могу за них говорить. Но уже все сроки вышли. Видите ли, подготовка учебников – это последнее звено в огромной цепи. Сначала нужно разработать государственный общеобразовательный стандарт, затем – учебные программы по каждому предмету. На их основании разрабатывается учебный план – это документ, в котором прописывается для каждого класса: сколько часов в неделю должен идти урок математики или русского языка. Потом только пишутся учебники. Учебники писать – это же не стих сочинить, этот процесс требует около года. Но сегодня издательствам приходится готовить учебники буквально за 3-4 месяца. Им просто деваться некуда.

КНИЖНЫЕ ИЗЪЯНЫ

– Из-за этого качество учебников страдает?
– Как свидетельствуют жалобы родителей, детям заниматься очень сложно. Депутаты хотят разобраться: в чем проблема? Почему учебники до конца нас не удовлетворяют? Некоторые родители говорят, что казахстанские учебники слишком сложны для восприятия.

Я думаю, одна из причин в том, что школьные программы, по которым и пишутся учебники, не соответствуют учебным планам. Ситуация складывается такая. Допустим, по программе математика должна преподаваться 6 часов в неделю, но по плану уроки сократили до 3 часов, то есть программа в два раза больше, чем нужно. А раз учебники пишутся по программе, соответственно, и материала в два раза больше, но усвоить его нужно быстрее. Конечно, это практически невозможно, поэтому и возникают вопросы.

– Какие нарекания к содержанию учебников?

– Ой, много! Приведу один пример. В восьмом классе по русскому языку детям дают задания списать текст и сделать синтаксический разбор предложений и морфологический разбор всех слов. А в тексте 90 слов! К тому же я не понимаю, зачем нужно ещё и списывать весь текст. Уж в восьмом-то классе школьники уже умеют писать. Списыванием нужно заниматься в 4–5 классах для отработки навыков письма. Итак, сейчас большая нагрузка на детей идёт.

Кроме того, в разных учебниках по-своему интерпретируются события и даты, особенно исторические. Часто бывает, что задания для ЕНТ составляются по одному учебнику, а ребёнок занимался по-другому. В итоге получается нестыковка, дети не получают баллы, которых заслуживают. Я знаю ученика, который недобрал один балл по истории из-за таких разночтений.

– Кстати, большая нагрузка на детей не только умственная, но и физическая. Я слышала немало жалоб от родителей на вес ученического портфеля. Почему казахстанские учебники такие тяжёлые?
– Да, действительно, сегодня школьникам приходится носить с собой немалый груз. Особенно жалко малышей-первоклашек. Меня тоже возмущает такое обилие различных книг, которые ученик непременно должен носить на уроки. Сегодня практически по каждому предмету есть 5–6 наименований книг: это учебник, учебно-методическое пособие, сборники дидактических материалов и упражнений, хрестоматии и так далее. Ну зачем это всё нужно ученику? На мой взгляд, нецелесообразно покупать их за счёт бюджета для каждого учащегося. Наверное, пора уже разделить все эти книги: некоторые предусматривать только для учеников, другие для учителей, а некоторые вообще отменить.

– А какие именно учебники не нужно издавать?
– Сейчас по всем предметам есть учебники: по труду, рисованию, музыке и даже по физкультуре. Надо подумать, насколько целесообразно использовать данные учебники. Что даёт эта теория? К примеру, 7 миллиардов тенге выделяют местные исполнительные органы на приобретение учебников, в том числе по физкультуре. Но если на эти же деньги купить оборудование для спортзала, те же мячи и маты, то пользы в физической подготовке детей, на мой взгляд, будет больше, чем от теоретического чтения этого учебника.

Ещё необходимо разобраться и с подготовкой английского языка. Наши авторы издают учебники, но многие школы занимаются по пособиям зарубежных издательств. Тогда зачем нужно было тратить бюджетные деньги и издавать отечественные учебники, если они не востребованы? Вот над этим нужно подумать.

– А как тогда решить проблему качественного наполнения учебников?

– Я думаю, Казахстан совершил ошибку, когда отказался от института апробации учебников. Раньше в каждом регионе была экспериментальная школа. Когда издавался новый учебник, по нему год-два учился какой-нибудь класс, параллельный класс – по другому новому учебнику. Вот так делался анализ по эффективности литературы, вносились коррективы в задания и упражнения. А сейчас всё отменили и перешли только к экспертизе. Но как судить о её качестве, если экспертный состав – это несколько человек, а учебников издаются тысячи каждый год? Думаете, они успевают все книги прочитать?

КТО ТЫ, АФФТОР?

– Кто сейчас пишет учебники?
– Современные авторы учебников – это лучшие предметники, имеющие опыт учёные. Но, насколько я знаю, устоявшихся авторских школ в Казахстане нет, и это создаёт большую проблему. Необходимо их формировать.

– Кто их учит? Может, нужны какие-то новые факультеты в вузах?
– В Казахстане есть центр «Учебник», который для этого и был создан. Сейчас худо-бедно он этим занимается. Авторские коллективы есть, а вот самой школы и преемственности нет. Их нужно создавать и формировать. Сейчас главное – правильно выстроить систему создания качественного учебника. Это главный инструмент для учителей, от него зависит уровень знаний школьника. Во-первых, всё зависит от самого педагога, от его квалификации и опыта, а во-вторых, от грамотно написанного учебника. А всё остальное – лишь дополнительные факторы.

Джамиля КАРИМОВА
www.megapolis.kz


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Сбербанк прокоммент...
Казахстанцев напугали "новым курсом валюты"...
Токаев назвал день ...
Председатель Сената Парламента Казахстана Кас...

Центр немецкого языка - Партнер Гете-Института

Предлагает:
Стандартный курс не...
[if gte mso 9]> Normal 0 false...
Стандартный курс В...
3 занятия в неделю; одно занятие - 3 ак. часа по 4...

Фото объявления

место

место

Сдам помещение в магазине "Стрелка" ...
400-470МГц, выходная мощность 3-5Вт, гарантия 1 ...

400-470МГц, ...

400-470МГц, выходная мощность 3-5Вт, ...
Мужское брендовое портмоне Bevi

Мужское ...

Портмоне и часы. Самый лучший ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 265 чел.
© 2006-2017 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.