Городские новости

Кризис прошел – врачебный рэкет остался (26.11.2012, 16:09), просмотров: 7361

Кризис прошел – врачебный рэкет остался
Семьдесят лет исполняется известному павлодарскому врачу Александру Миляеву. Воспользовавшись юбилеем в качестве предлога, я напросился к нему на встречу. Чтобы не только поздравить уважаемого медика, но и поговорить о профессионализме врачей, клятве Гиппократа и проблемах постоянно реформируемого здравоохранения. Тем более что медицина волнует каждого казахстанца: все ее ругают, но без нее никак.

- Александр Дмитриевич, Вы учились в мединституте в далеких шестидесятых. Но если тогда профессия врача была престижна, пользовалась уважением и была не лишена романтики, то сегодня мы сталкиваемся совсем с другим отношением и общества к врачам, и самих врачей к профессии. Почему?

- Мне тоже не все нравится в том, что происходит в последние годы и даже десятилетия. Другая мораль, другие принципы стали довлеть над врачом. Меньше стала ответственность за пациента. Меньше стали обращать внимание на ошибки врачей. Во многом это связано с коммерциализацией жизни, да и общий уровень врачей стал, как мне кажется, несколько ниже. В общем, какое-то посерение медицины проглядывает. Но тем не менее для меня она по-прежнему осталась желанной сферой деятельности — и романтичной, и интересной, и ответственной. И дающей свои радости, когда ты поступаешь так, как надо, и добиваешься успехов.

- Как объяснить парадокс, когда, с одной стороны, медицина демонстрирует фантастические возможности, а с другой — люди, придя в больницу, не получают элементарной помощи?


- Это связано с потерей веры в те ценности, которые всегда были нравственными аксиомами. Человеку гораздо проще стало отступить от этих ценностей, чем следовать им. И те профессиональные вопросы, которые раньше рассматривались с позиций этики, сегодня все чаще переводятся в коммерческую плоскость. Врача ведь нельзя рассматривать отдельно от окружающего мира, а здесь мы не можем не отметить духовную деградацию общества с его культом потребления.

- Неужели клятва Гиппократа сегодня читается как-то иначе, чем 50 или 100 лет назад?

- Читается клятва Гиппократа, может быть, и так же. Но воспринимается часто как нечто необязательное. Знание наизусть морально-этических профессиональных принципов, предложенных Гиппократом, вовсе не гарантирует их выполнения.

- Какой толк от этой клятвы, когда само государство делает ее двусмысленной своими реформами? Медицинская помощь становится недоступной, стационары сокращают, поликлиники задыхаются от очередей. Приема у узкого специалиста надо ждать месяц.

- Многие, к сожалению, рассказывают подобные вещи: у пенсионерки появился шум в ушах, она записалась на прием, но пока попала к отоларингологу, оглохла. Появилась боль в груди, пока попала на прием, легкое перестало функционировать. И так во многих случаях.

Наверное, те, кто реформирует без конца медицину, уже забыли, что любая реформа затевается ради человека, чтобы он быстрее и эффективнее решал свои проблемы. А на деле мы видим, что происходит все большая передача ответственности за состояние здоровья на самого больного. Мы видим уход от принципов диспансеризации, которые когда-то хорошо помогали. Это все идет сверху. В 90-е годы государство не имело достаточного количества денег и шло на крайние меры, урезая социальную ответственность, а подобное отношение всегда трансформирует профессиональную мораль. Следующие поколения чиновников от здравоохранения к ограничению социальной ответственности относятся как к само собой разумеющемуся явлению.

- Уже три года как в Казахстане идет реформа здравоохранения. Первое время о реформе много говорили, потому что было много скандалов, а сейчас все замолчали. Шок прошел, люди привыкли или проблем с единой национальной системой здравоохранения больше нет?


- Проблемы с системой далеко не изжиты. Именно поэтому поток больных, идущих в частные клиники, постоянно увеличивается, несмотря на то, что они в последние 4—5 лет резко подняли цены на свои услуги.

В частных клиниках есть два положительных момента, которых явно не хватает в сети государственных учреждений. Первое — оказание помощи немедленно или быстро. Второе — оказание помощи комплексной, в полном объеме, в котором нуждается человек. То есть если пациент пришел с заболеванием желудка, но врач видит, что у него имеет место нарушение сердечного ритма, артериальная гипертония и так далее, то без предложения проведения полной диагностики и оказания помощи он не уйдет.

Этого нет в официальном здравоохранении. Там врачи получают оплату по своей специфике, и если они начнут больному с гипертонической болезнью лечить еще и язву, то могут за это ничего не получить. Соответственно, отделение и больница не оправдают свои затраты и станут банкротами, что категорически не приветствуется ни главными врачами, ни органами управления здравоохранения. Вот главные беды нынешней государственной медицины — слишком долго и очень узко.

- Понятно, что государственная медицина страдает от формализма. Но не идеализируем ли мы платную медицину?

- Она вполне может быть честной, даже благородной. Хотя есть и другие примеры, когда больным навязывают помощь, которая не всегда нужна. Все зависит от устоев и правил, которыми руководствуется врач. И я же не говорю, что частная медицина намного лучше государственной, я лишь отметил два положительно отличающих ее момента — быстрота и полнота оказания помощи.

Да, областная больница скорой медицинской помощи тоже работает быстро и эффективно. Привезли-сделали, привезли-сделали. Но ведь туда попадают далеко не все. И «скорая», прежде чем привезти больного, сто раз усомнится — а надо ли это делать? Многие больные туда просто не попадают, потому что изменились показания к госпитализации. А если и госпитализируют, то лечат только по профилю, не выходя за рамки конкретных протоколов. Но я вовсе не считаю, что по уровню врачи в государственных и платных больницах отличаются.

- Так ведь и тут и там работают одни и те же врачи. Хуже того, коммерческие услуги оказываются и в госучреждениях. Но на бесплатном приеме врачи лечат пациентов спустя рукава, а на платном — проявляют подозрительное рвение. Как можно служить двум богам?

- Здесь многое зависит от организации, а не только от самого врача. Бывает такое, что за бесплатной помощью очередь тянется неделями. Потому что нет квоты, потому что слишком много желающих. Но стоит пациенту заплатить, как его тут же примут. Такое, к сожалению, бывает. Все это связано с недостатками в организации работы медицинского учреждения.

Возможность использовать оплаченное за счет бюджета оборудование для получения коммерческой прибыли оправдывалась в свое время желанием получить дополнительные средства для компенсации низких зарплат врачей и медперсонала. Но сегодня, как мы знаем, зарплаты в бюджетной медицине значительно выросли. И мое мнение такое, что платные услуги в госучреждениях должны быть сведены к минимуму.

Честность здесь легко проследить — если в госучреждении растет бюджет, а объем бесплатной помощи не меняется, значит, в нем просто повышают стоимость своих услуг для пациентов. В то же время можно посмотреть статистику платных услуг. Если количество пациентов растет, то налицо использование государственного учреждения в коммерческих целях. Такая ситуация ненормальная.

- Как избежать подобных перегибов?

- Лучшей защитой от таких соблазнов является соответствующая государственная политика в сфере здравоохранения, которая обеспечивает высокий уровень медицинских расходов в структуре ВВП и достойную оплату труда. Я помню, как в Германии разговаривал с медицинским чиновником и тот рассказывал, что боится даже на полшага отойти в сторону от утвержденных государством правил. В Европе вольное поведение врачей и манипулирование платными и бесплатными услугами немыслимо. И дисциплинируют их не только жесткие плавила и медицинские регламенты, но и хорошая зарплата, солидный социальный пакет. Там есть что терять.

У нас же платные услуги для государственных лечебных учреждений были разрешены как вынужденная мера выживания в период экономического кризиса. В условиях, когда нищенскую зарплату не платили месяцами, было решено пойти на нарушение медицинской «невинности». И в итоге некоторые руководители медучреждений начали злоупотреблять своим положением.

Я называю это «врачебным рэкетом». Кризис давно прошел, а рэкет остался. Рассказывали о случаях, когда к пациентам накануне операции приходили медики и как бы между делом объясняли, что если они хотят, чтобы оперировал их опытный специалист, например завотделением, то для него надо собрать энную сумму денег. И больные собирают деньги, а куда им деваться?

 - Актуальная тема — врачебные ошибки. СМИ постоянно говорят о трагедиях в медучреждениях. Причем врачи и чиновники от здравоохранения пытаются всячески замолчать эту тему. Стало больше или меньше врачебных ошибок?

- В моей практике они, конечно, были. От ошибок никто не застрахован. Больше или меньше их стало, не знаю, но не подлежит сомнению тот факт, что сегодня врачи не склонны делать свои ошибки достоянием гласности и даже не желают отвечать за них.

Признавать ошибки и обсуждать нужно. Потому что, во-первых, на враче лежит ответственность за здоровье больного. А во-вторых, без признания ошибок невозможно дальнейшее развитие врача.

- Насколько верно расхожее представление о врачах как о циниках?

- Циничность врачей и отвращение к профессии — это заболевание. Но большинство врачей этим не страдает. По крайней мере, неправильно было бы утверждать, что большинство врачей подвержено цинизму. Несмотря на все те отрицательные моменты, о которых я говорил, положительного в профессии намного больше. Поэтому я люблю свою работу и верю в своих коллег, в их честность и преданность долгу.

ФАКТ-ЛИСТ

Александр Миляев — врач-нефролог высшей категории, кандидат медицинских наук. Родился в Восточном Казахстане, в 1966 году окончил Семипалатинский государственный медицинский институт. На последнем курсе начал работать врачом скорой помощи. После института был распределен в больницу Чкаловского района Кокчетавской области, где за четыре года работы прошел путь от ординатора до главного врача.

После перевода в Павлодар десять лет работал в областной больнице. В 1980-е годы возглавил первое в области отделение нефрологии в 1-й городской больнице Павлодара, главный нефролог области. С 1988 по 1998 год — первый заместитель областного отдела (управления) здравоохранения. С 1998 по 2002 год — главный врач областного родильного дома. В 2002—2007 гг. начальник научно-методического отдела областного Диагностического центра.

В настоящее время заведующий терапевтическим отделением клиники «А. S. К. МЕД». Награжден орденом «Знак почета» и знаком «Отличник здравоохранения СССР».

Александр БАРАНОВ
www.respublika-kz.info


Последние новости:



Комментарии:



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.


vici  (27.11.2012, 17:57)

Браво, доктор!!! Отличный врач с огромным опытом, старой закалки!!! Жаль, что мало таких специалистов в Павлодаре. Дай Бог Александру Дмитриевичу и его близким здоровья и долгих лет жизни!

D.Moor  (28.11.2012, 16:55)

Таких врачей и было немного, а теперь и вовсе единицы. Здоровья и активного долголетия замечательному доктору!

Солнышко  (29.11.2012, 19:15)

Этого доктора можно отнести к вымирающей цивилизации. Таких остались единицы. Жалко Павлодар, с такой гнилой системой и местным подходом в здравоохранении мы уже практически остались только с белыми халатами, ничем изнутри не подкрепленными ...

masha1989  (27.02.2020, 21:52)

26.02. 2020 г. мы потеряли этого удивительного человека. Приносим искренние соболезнования и тёплые слова поддержки его родным и близким, жене. Терпения вам и сил перенести эту невосполнимую утрату. Господу нужны светлые и чистые люди. Алек ...

Ещё новости

Какое наказание гро...
Казахстанские юристы прокомментировали, какое...
Пенсии казахстанцев...
Пенсионные выплаты из Единого накопительного ...

Ёрш
100 дорог

"ИНВЕСТ-АУДИТ" ТОО

Предлагает:
ТОО "ИНВЕСТ-АУДИТ"
Наша компания качественно окажет следующие услуг...
Аудиторские услуги Аудиторские услуги
Аудиторские услуги
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 158 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.