Казахстанские новости

«Дикие» таксисты все больше оккупируют крупные города Казахстана (20.10.2012, 18:14), просмотров: 949

«Дикие» таксисты все больше оккупируют крупные города Казахстана "Дикие" таксисты все больше оккупируют крупные города КазахстанаВ стране успешно реализуется «Дорожная карта бизнеса-2020». Региональные власти торжественно рапортуют о тысячах созданных рабочих мест.

А между тем все крупные города Казахстана буквально наводняются таксистами на дешевых иномарках. Особенно остро стоит эта проблема в Алматы. Чуть ли не каждая вторая машина, останавливающаяся перед голосующим, несет на себе государственные номерные знаки «Х» либо «Н» (ЮКО и Жамбылская область соответственно). В ходе июльского телемоста «Сильный Казахстан построим вместе!» президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетовал и призвал:

– Для будущего Казахстана создаются новые рабочие места, но мы видим, что, к сожалению, не все самозанятые стремятся работать. Мы им предлагаем работать, а они не хотят. К сожалению, психология такова, что человек лучше будет таксовать или жить на пособие по многодетности или на пособие по инвалидности, но не получит новую квалификацию, новую работу, чтобы поднять свою стоимость, интерес к жизни поднять. Но если мы Казахстан хотим сделать конкурентной нацией, то эту психологию надо изживать.

Кучерское мышление


Таксовать нынче – самый простой способ заработка. Автомобиль для казахстанцев уже давно не роскошь. Цены на старые машины стремительно падают. Выросшие таможенные пошлины на ввоз иномарок привели к тому, что сегодня проще купить новый автомобиль эконом-класса, какой-нибудь «Заз», «Дэу» или «Ладу», чем скитаться по СТО со своим старым барахлом.

Автомашины ранее 1997 года выпуска стремительно теряют в цене. У большинства из них пробег больше 250 000 км. С такими цифрами можно себе представить, что творится под капотом у них: одеревеневшие шланги и провода, забитая система охлаждения, выработавшие свой ресурс узлы и агрегаты.

– На алматинском авторынке старое авто можно купить за 2500–5000 долларов, – рассказывает «дикий» таксист Тимур. – В других городах, говорят, и того дешевле. Только вот брать нужно непременно иномарку, поскольку многие клиенты отказываются садиться в «Жигули» или «Волгу». 2500 долларов – сумма небольшая. Забил пару бычков осенью – хватит и на машину, и на необходимый ремонт. Зато всегда будет копейка в доме. Особенно актуально это зимой, когда у нас, в поселке, работа есть только у учителей, врачей и в акимате. Утром выезжаю, по пути за 100–200 тенге подвожу односельчан до города, а уже здесь делаю настоящие деньги. Норма для меня – 2000–2500 тенге в день, бензин отдельно. Сделал – еду домой, по пути опять подвожу односельчан из города до поселка. Обычно часа в 4 дня я уже дома.

Разумеется, ни о каких налогах, пенсионных отчислениях, страховке пассажиров речи нет. Причем на возражение, а что, мол, другую работу не поискать, Тимур категорично ответил: «Вкалывать с утра до вечера за 30–40 тысяч тенге я не буду. Да и туда без знакомств не пристроишься. А тут я сам себе хозяин, хочу – работаю, хочу – не работаю». Сказал – как отрезал, но в голосе чувствовалась злость. Злость на меленькие зарплаты в родном поселке, злость на общую неустроенность, злость на свое птичье положение. Ведь сломается завтра машина или, не дай Бог, авария – и все, выпал за борт жизни. Так мы и ехали еще минут 20 в напряженном молчании.

Таксистов в Алматы в последнее время вообще стало очень много. Целыми косяками, как в Нью-Йорке, подлетают «побитые» машинки к каждому, кто взмахнет рукой у обочины. Автору этого материала часто доводится пользоваться их услугами. Сформировался уже некий собирательный образ среднестатистического алматинского таксиста.

Постоянно включенное радио делает этих людей весьма осведомленными как о политической, так и об экономической жизни страны. По каждому вопросу, за исключением, пожалуй, индекса Доу–Джонса, они имеют собственное мнение. Не всегда объективное, часто популистское и даже чрезмерно резкое. Однако они свой взгляд с удовольствием отстаивают, буде попадется им клиент, знающий толк в сути вопроса.

Я с ними не спорю, просто интересно наблюдать за ходом мысли. И, надо признаться, нередко подобные беседы пугают. Искренняя ненависть и недоверие ко всем без исключения представителям власти чуть ли не пропагандируются. Причем обкладываются все эти доводы целым перечнем аргументов как из личного опыта, так и почерпнутых из новостных передач. Часто можно услышать и крайне резкие выпады а-ля «тюльпановая революция».

Большинство таксистов убеждены, что работы в Казахстане нет. И ничто не способно их в этом переубедить. Особо не напрягаясь, они зарабатывают от 60 до 100 тысяч тенге в месяц, и меньший заработок их не устраивает. Кстати, очень часто таксисты – это бывшие строители. Они прогорели в кризис, у многих до сих пор многотысячные долги по зарплатам не выплачены. Неудивительно на этом фоне стойкое недоверие и даже полное отрицание системы наемного труда.

Все это позволяет высказать опасение по поводу появления достаточно серьезного пласта общества, идеология которого далека и даже изолирована от той, которую пропагандируют официальные власти. Более того, у этого пласта есть надежный инструмент коммуникаций, ведь в среднем каждый таксист общается ежедневно с 10–15 незнакомыми людьми. Впрочем, возможно, мы и преувеличиваем.

Капитальный ремонт

Когда Глава государства в ходе индустриального форума высказал критику в отношении «таксистской идеологии», как-то закономерно было предположить, что за этим последуют какие-то перемены. И действительно, как вспышки стробоскопов на Ханском шатре, прозвучали высказывания о введении лицензирования на этот вид деятельности. В некоторых регионах сотрудники дорожной полиции открыли охоту на «диких» таксистов. Но все это быстро затихло.

С одной стороны, этим самым таксистам действительно нужно как-то на жизнь зарабатывать, это имеет большое социальное значение. Но с другой стороны, все эти таксисты фактически плодят теневую экономику. Никто не может доподлинно сказать: мол, в том-то и том городе – столько-то таксистов. Такой статистики нет. При этом каждый квартал, по нашим наблюдениям, «контролируют» 2–3 стационарных «поста» такси. По улицам их ездит тоже не меньшее количество.

Эти люди в большинстве своем будущие нахлебники государства. Когда наступит пенсионный возраст, накоплений у них будет не так уж много, придется платить им жилищные либо адресные пособия, дабы они могли оплачивать счета за жилье. Фактически они вне закона уже хотя бы потому, что не являются налогоплательщиками (налог на транспорт не в счет), а значит, пользуются социальным пакетом не вполне заслуженно.

Есть еще и чисто субъективный аспект. Таксисты, которые перманентно и со всех рядов бросаются к обочине, чтобы подсадить очередного клиента, провоцируют аварийные ситуации, формируют заторы на дорогах.

Как мы указывали выше, сотрудники дорожной полиции с таксистами пытаются бороться время от времени. Но эффекта от этих разовых акций практически нет.

– Останавливаем таксиста с полной машиной людей – он говорит, что это его родственники или знакомые. Причем пассажиры его утверждение полностью подтверждают, – рассказывает сотрудник патрульной службы УДП Алматы Серик Б. – Пробовали опрашивать пассажиров, сколько лет водителю, где прописан, чтобы понять, обманывают или нет. Так пассажиры, а особенно женщины, скандалить начинают.

В такой ситуации и хваленое лицензирование не поможет. Другое дело – вылавливать таксистов во время посадки пассажиров. Но здесь опять же необходим пересмотр законодательства. К примеру, в России уже с января текущего года без лицензии пассажира не посадишь. Более того, автомобиль такси должен быть легкоузнаваем.

«Легковое такси должно быть оборудовано опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке», – говорится в постановлении правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Причем закон этот был принят еще в феврале 2009 года, применяться же начал только сейчас. Штрафы за провоз пассажиров без лицензии колеблются в пределах от 1000 до 5000 рублей (1 рубль – 4,89 тенге), вплоть до водворения транспорта на штрафстоянку. Будет ли такой закон у нас когда-нибудь – пока неизвестно.

Алексей ХРАМКОВ
Источник:  «Литер»


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Как должна звучать ...
Казахская интеллигенция и молодежь Шымкента...
Супруги погибших по...
Вдовам погибших полицейских суд отказал в вып...

TLC Транспортная компания

Предлагает:
Поиск поставщиков л...
Мы можем найти абсолютно любой необходимый Вам тов...
Импорт товаров из Р...
Вы сможете приобретать товар у любого поставщика и...

Фото объявления

Ступица задняя правая

Ступица задняя ...

Honda Stepwgn 96-01г. 2WD - ступица ...
Продам шапку норковую. Бу в хорошем состоянии.

Продам шапку ...

Продам шапку норковую. Бу в хорошем ...
Длина 4,2 м, ширина 2 м, высота 2,2 м,

Длина 4,2 м, ...

Длина 4, 2 м, ширина 2 м, высота 2, 2 ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 206 чел.
© 2006-2016 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.