Казахстанские новости

"Невинность мусульман": кому в шутку, а кому всерьез (03.10.2012, 19:36), просмотров: 512

Глобальной доминантой минувшего месяца стал контекст религии и кино, точнее сказать, агрессивного восприятия псевдо-кино под названием "Невинность мусульман". Контекст оказался политическим (от "руки Обамы" (или его противников) до "еврейского заговора") и, к сожалению, - кровавым.

В обсуждении ситуации и ее последствий все, или почти все, свелось к понятной озабоченности: "Невинность мусульман" может обернуться виновностью Интернета с последующими репрессиями в отношении последнего. Жаль, что волновало только это.
 
Надо сразу же оговориться. Я слишком серьезно отношусь к кино, чтобы назвать НМ фильмом, тем более оценивать его в категориях искусства. А на сетевом сленге (по законам которого его и стоит оценивать) "Невинность мусульман" заслуженно получает маркировку КГ/АМ.
 
Сей "шедевр" представляет собой интернет-видео, "дерзкое по форме и невразумительное по содержанию", как говорил директор школы из "Доживем до понедельника" в адрес сочинения нерадивого ученика. Авторы "Невинности мусульман" тоже оказались нерадивыми неадекватами, которые никого своим творением не порадовали, а совсем даже наоборот, - вызвали протест и негодование в мусульманском мире.
 
"Неадекваты" здесь не случайная характеристика, поскольку адекватное выражение собственного мнения (свободы слова) состоит в осознании последствий своих действий и ответственности за них. Особенно в тех случаях, о которых писал Оруэлл: "Свобода слова состоит в возможности говорить то, что вы не хотите услышать".
 
Вкратце повторю историю. Фильм среднего малобюджетного уровня снимали в 2011 году, он назывался "Воин пустыни", действие происходило на Ближнем Востоке, а главным персонажем был Мастер Джордж, бледнолицый брат, изрядно напоминающий Христа из фильма Николаса Рэя "Царь Царей" 61 года. Кому-то в голову пришла идея переформатировать этот фильм в анти-исламском духе (которого не было изначально), переозвучить, нарезать ряд бессвязных эпизодов на 14 минут, назвать Джорджа Мухаммедом,  наворотить вокруг этого массу гадостей и глупостей и выложить на YouTube еще в июне. Так он там и лежал бы на правах анонимного и безвестного видео до тех пор, пока опять же кто-то (не обязательно тот, кто препарировал) перевел его на арабский язык и запустил на одном из египетских телеканалов. Ну а дальше - "процесс пошел". Вопрос, кому это выгодно и кто получит от этого дивиденды, риторический: заинтересованных бенефициаров предостаточно.
 
Вместе с тем, многое в этом деле остается тайной, покрытой мраком. Кто финансировал фильм (называется цифра в 5 миллионов долларов, которые дали "100 евреев") - не ясно. Сам фильм никто не видел, и есть ли он вообще - неизвестно. Предполагаемый продюсер фильма Сэм Бэсил из Израиля, ставший Накулой Бэсили Накулой, - фигура мифическая: в Израиле о нем никто не слышал, в американской общине коптов его никто не знает. Одним словом, доподлинно известен только интернет-трейлер/ролик под названием "Невинность мусульман".
 
Само видео представляет собой нигилистический по духу и технически банальный трэш. Единственная цель и ценность такой поделки - провокация. "Невинность мусульман" - это не кино, а провокативная инсталляция (установка), за которой следует деинсталляция (удаление). Для инсталляции (особенно анонимной, так любимой Интернетом) нет ничего нецензурного, безнравственного и непристойного. Такова гримаса либерализма, сетевой принцип, имя которому - троллинг.
 
Смысл "Невинности мусульман" не в свободе самовыражения, а в узколобом троллинге. Экспертиза вполне обоснованно усмотрит в нем "аудиовизуальный контент, вызывающий агрессию", признает экстремистским и запретит. По закону и по справедливости.
 
Однако не это главное. Вопрос не в том, почему арабский мир в своей массе (толпе) стал жертвой "виртуальной инфекции": мусульмане сжигают посольства, протестуя против фильма, в котором показано, что они сжигают посольства. Вопрос даже не в конкретном "фильме", не было бы его - возник бы другой повод, как это было и еще не раз будет. Вопрос в том, что можно, а что нельзя. И в жизни, и в искусстве, и в масс-медиа.
 
Как известно, христианское искусство изображает лик (идею божественного замысла для человека) в иконе, живописи и кино. Но в исламе этого делать нельзя (дабы избежать идолопоклонства). Здесь предосудительны не то чтобы шарж, пародия, карикатура, но само изображение. И поэтому даже самый красивый Иисус в истории кино Роберт Пауэлл из снятого по заказу Ватикана фильма Дзеффирелли "Иисус из Назарета",- в случае ислама, с переносом на фигуру Пророка и Всевышнего, - просто нонсенс.
 
Есть вещи, которые нельзя профанировать и опошлять. Всегда были и есть светские ценности и религиозные святыни, на которые существует табу, запрет, харам. Это нельзя. Это не обсуждается. С таких запретов и ограничений начинается любая культура. Но в том то и дело, что логика современного Запада - это ирония на все, десакрализация, транспарентность мира, которую Бодриар назвал порнографией.
 
Порнографичность западной культуры в том, что она создает откровенный (неприкрытый) продукт, лишая секрета и тайны все и вся. Проблема Запада - катастрофический дефицит серьезного. И в этом смысле абсолютно несерьезное творение "Невинность мусульман" является порнографическим (непристойным) для той культуры, в которой серьезное и сакральное имеет основополагающий смысл.
 
Кроме того, в очередной раз встает вопрос о двойных стандартах. Почему можно оскорблять Пророка Ислама или Папу Римского, а отрицать Холокост нельзя? (в 27 странах Евросоюза кощунство против геноцида шести миллионов евреев влечет тюремное заключение, например, в Венгрии и Чехии - до 3 лет). Почему можно с гордостью перепечатывать из датской газеты карикатуры на Мухаммеда с бомбой в тюрбане, а публиковать карикатуру на раввина с автоматом "Узи" в тот момент, когда Израиль вторгается в Ливан, - нельзя по причине антисемитизма?
 
Нельзя оправдать насилие и убийство невиновных, но нельзя не признать, что арабская улица, пусть дико и нецивилизованно, но по-существу отреагировала на издевки и оскорбления, которые зачастую терпят другие конфессии.
 
Месяц назад немецкий журнал "Титаник" вышел с гадкой (простите, карикатурной) обложкой. На ней был изображен, с одной стороны, описавшийся, а с другой - обкакавшийся Папа Римский Бенедикт XVI, заголовок гласил: "Аллилуйя в Ватикане: утечка найдена". Главный редактор журнала Лео Фишер, наверное, до сих пор упивается своим остроумием, потому что Ватикан, уже ни на что не надеясь, приостановил свой иск об оскорблении, а в лицо Фишеру за подобную мерзость никто из католиков так и не плюнул.
 
Каждое государство, в том числе и наше, борется с любыми проявлениями "религиозного экстремизма". Но в случае "Невинности мусульман" имеет смысл говорить о "светском экстремизме", какими бы ссылками на свободу слова и самовыражения он ни прикрывался.
 
И последнее. Нескольким людям, исповедующим ислам, я задавал вопрос: оскорбляет ли их чувства "Невинность мусульман"? И каждый раз встречал снисходительную улыбку, которая была красноречивее любых слов. Слишком глубока и серьезна их вера, чтобы ее могла оскорбить какая-то дешевая поделка.

Олег Борецкий
www.tengrinews.kz


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Нужно ли казахам от...
Интернет-издание qamshy.kz публикует мнение...
Нужно ли казахам от...
Интернет-издание qamshy.kz публикует мнение...

Пегас, Ломбард

Предлагает:
Ломбард Пегас, ул. ...
Кредиты даем больше! Проценты берем меньше, от 0,1...
Ломбард Пегас, ул. ...
Кредиты даем больше! Проценты берем меньше, от 0,1...

Фото объявления

семена, саженцы

семена, саженцы

Наименование - отросток цветка ...
капитальный гараж

капитальный ...

Возможен обмен на автомобиль. Торг ...
моноблок

моноблок

Марка - Samsung. Модель - ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 86 чел.
© 2006-2017 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.