Казахстанские новости

Отчего народ не хочет “на счетчик”? (30.07.2012, 14:15), просмотров: 1991

Отчего народ не хочет “на счетчик”?
Расточительные казахстанцы в скором времени могут остаться без тепла и воды. Уже который год монополисты рассылают уведомления о необходимости установки в домах приборов учета тепла, воды и других коммунальных услуг и грозят отключить тех, кто не выполнит это требование, от благ цивилизации.

Но даже это не способствует тому, чтобы люди ставили счетчики в своих домах. Что это, отсутствие сознательности? Или на то есть другие причины?

– По закону взаимоотношения между потребителями и поставщиками услуг должны строиться так: каждый потребитель должен иметь у себя приборы учета воды и тепла. Приобретать и устанавливать их за свой счет, – считает директор департамента Агентства по регулированию естественных монополий по г. Алматы Даурен ЖАНДАРБЕК. – Еще в 2006 году Парламент принял такие изменения в Закон РК “О естественных монополиях и регулируемых рынках” (п. 2 и п. 4 ст. 11). Установка счетчиков – веление времени. Население растет, природные ресурсы планеты истощаются, и мы обязаны быть все более и более бережливыми.

– К тому же, – добавляет он, – расплачиваться по счетчикам выгодно прежде всего потребителям. Ведь не секрет, что во многих домах и квартирах окна зимой не изолированы от холода, краны и задвижки протекают, заливая подвалы, а число реально проживающих в квартирах порой намного превосходит количество прописанных там жителей. В результате увеличиваются сверхнормативные потери, поставщик несет убытки. Приборы же учета дисциплинируют людей.

Потому несколько лет назад в Закон “О естественных монополиях и регулируемых рынках” была включена статья 23 о необходимости до 1 января 2009 года установить индивидуальные приборы учета воды и до 1 августа 2009 года – общедомовые приборы учета тепловой энергии. Пока, к сожалению, слишком мало потребителей это исполнили.

Дорогое удовольствие

Хотя поставщики и предупреждают, что из-за отсутствия приборов учета у горожан они могут прекратить поставку своих услуг, пока случаев отключения граждан от тепла, воды, света или газа не было. Но приборы учета – недешевое удовольствие. И если счетчики холодной воды вместе с установкой обходятся от 2 до 5 тысяч тенге, электрические – в 5–8 тысяч, газовые – до 8–10 тысяч, то стоимость приборов учета тепла доходит до 300–400 тысяч тенге и выше! Ясно, что выложить такие суммы из кармана может далеко не каждый!

Между тем еще в 1999 году был издан приказ № 73-ОД Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, подписанный бывшим в то время председателем ведомства Николаем РАДОСТОВЦЕМ. И документ тот не просто вменял в обязанность монополистов ставить, содержать счетчики, делать их поверку, но и до 1 ноября того же года представить в агентство графики закупки и установки приборов учета, а также возместить потребителям, установившим приборы учета за свой счет, понесенные расходы путем скидок им с действующих тарифов!

Отчего же так непоследовательны наши государственные мужи?

На базар со своими весами

Свое мнение мы и попросили высказать бывшего главу антимонопольного ведомства, а ныне председателя Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николая Радостовца.

 – Я считаю, что расходы на приобретение и установку счетчиков нужно было заложить в тарифы поставщиков коммунальных услуг, потому что никто лучше снабжающей организации не понимает, какие счетчики наиболее приемлемы. Потребители коммунальных услуг – это огромное количество собственников квартир. Один хочет купить счетчик французский, другой – китайский, подешевле.

А поставщик говорит: с таким счетчиком я работать не буду! И заставляет менять. Ну а когда счетчик уже установлен, монополист сообщает: он опломбирован, ты не имеешь права его трогать. Таким образом, все реальные полномочия по управлению и владению этим счетчиком имеются у монополиста. И я считаю, логичней было бы изначально всем этим заниматься монополистам, а не потребителям. Надо понимать, что человек должен платить за количественно и качественно измеренные услуги, а не бегать, как говорится, на базар со своими весами.

– Из-за этого всего сейчас у нас непозволительно низкий охват приборами учета по стране, особенно по такой дорогостоящей услуге, как тепло, – считает экономист Радостовец. – И монополист, продолжая отпускать услуги не по счетчикам, а по неким нормам потребления, всячески стремится, чтобы нормы эти перекрывали все его потери. Отсюда такие высокие тарифы.

А у нас напрашивается вопрос: когда же правительственные чины дозреют до реального, а не формального решения столь важной проблемы?

Автор: Нэля САДЫКОВА
рисунок Олега ПАРФЕНОВА
www.caravan.kz


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Казахстанец "умер",...
Задолжавший алименты "креативный" казахстанец...
Три главных вопроса...
На заседании 6 мая Куандык Бишимбаев и Бахытж...

Ёрш
100 дорог

"Оздоровительный комплекс"

Предлагает:
Оздоровительный ко...
Приходите к нам, и Вам гарантированы отличный отды...
Гостиничные номера
К Вашим услугам комфортные и уютные гостиничные но...
Сауна Люкс №3 Сауна Люкс №3
* сауна, * бассейн * зона отдыха, *Уличны ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 120 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.