Городские новости

«Маленький человек» в этом большом мире (13.06.2012, 14:59), просмотров: 2174

«Маленький человек» в этом большом мире
Наши встречи с директором «чеховского» театра Виктором Аввакумовым, связанные с очередной театральной премьерой, уже стали традиционными. И вот – еще одна новая постановка. Теперь это «Ужин с придурком» Вебера.

- Я уже не раз отмечал, - говорит В. Аввакумов, - что умение удивлять зрителей своими постановками – одно из стержневых звеньев нашей театральной концепции. Спектакль по пьесе Ф.Вебера «Ужин с придурком» - еще одно тому подтверждение.

- Чем вы удивите зрителей на этот раз?
А. Аввакумов: Сначала об авторе пьесы. Ф.Вебер – весьма известный современный европейский драматург. Он автор сценариев хорошо известных всем фильмов «Папаши», Невезучие» с участием Ж. Депардье и П. Ришара, дилогии про «Высокого блондина в черном ботинке», а в фильме «Игрушка» он дебютировал как режиссер…

- А вот мнение Жерара Депардье: «Сценарии Вебера подобно отполированным предметам искусства. Это подлинные часовые механизмы, каждый из которых эффективно работает в должный момент. Это пир мастерства, точного слова, выверенности – вплоть до занятой».
В. Аввакумов: Именно оригинальность авторского стиля во многом определяет наш общий успех. Мало того, - здесь я немного раскрою секрет нашей внутренней кухни – оригинальность автора и самого произведения в некоторой мере перекрывает другие возможные недостатки спектакля, особенно в ходе первых постановок. Теперь о сюжете.

Это спектакль о жизни довольно широкого слоя современной городской интеллигенции. Каждую среду преуспевающий молодой бизнесмен Пьер Брошан (артист Э. Кокарев) вместе со своими друзьями устраивает званый ужин. Всякий раз на него приглашается очередной гость – некий странный, глупый, недалекий. «Маленький человек». Так сказать, своеобразная причуда богатых, мнящих себя аристократами и интеллигентами, но на поверку оказывающихся  духовно опустошенными, неудовлетворенными жизнью, страдающими от семейной и бытовой неустроенности. А чудаковатый Франсуа Пиньон (артист Д. Шмигель), приглашенный представителем «высшего общества» в качестве глупого шута,  в конечном итоге оказывается духовно выше, порядочней и благородней.

Мало того, именно «придурок» Пиньон становится, по сути, единственным, кто реально помогает Пьеру Брошану выбраться из засасывающей его духовной трясины. Этот спектакль для наших зрителей интересен, я думаю, многим. Во-первых, это современная «смешная» постановка. Если прежде театральный зритель смог почувствовать у нас в театре жанровую прелесть лирической, народной комедии положений, то здесь мы впервые показали достоинство психологической комедии.

- Да, это своего рода «Горе от ума», только в несколько перевернутом, что ли, виде. Получается, что нынче так называемое «элитное» образование и воспитание оказывает негативное, разрушающее действие на личность и на мораль общества в целом. Это уже вторая, хотя и достаточно завуалированная, линия сюжета.
В. Аввакумов: Совершенно верно. Наши зрители через улыбку, смех шаг за шагом начинают размышлять об этой современной болезни человека и общества. Конечно, показать на сцене взаимодействие двух рядом идущих сюжетных линий не просто. Но, тем не менее, богатый материал для режиссерской, актерской и, конечно, зрительской фантазии имеется. И мы будем вместе работать, осваивать тему.

- Пьеса Ф. Вебера «Ужин с придурком» востребована во многих творческих коллективах разных стран. Ее ставят в национальном театре им. Я. Купалы в Минске, русском театре в Вильнюсе, в московском антрепризном театре им. А.П. Чехова с участием таких мастеров сцены, как О. Басилашвили и Г. Хазанов...
В. Аввакумов: Среди казахстанских театров, как это довольно часто бывает, мы первые обратились к этой пьесе. Нынешнее положение театра, его посещаемость, авторитет в зрительской среде позволяет нам обратиться к таким непростым и не совсем кассовым произведениям.

- К сожалению, постановщик спектакля И. Меркулов на этот раз был весьма необщителен. Он большей частью ссылался на то, что не хочет навязывать зрителю свое мнение, нарушать, так сказать, самостоятельность зрительского восприятия. Но вы, Виктор Валентинович, надеюсь, не откажетесь рассказать о вашем совместном режиссерском замысле и его воплощении?
В. Аввакумов: Сначала о самом режиссере. Думаю, нашим зрителям будет интересно знать о нем немного больше. И. Меркулов окончил ГИТИС, актерское и режиссерское отделения. Учился у Табакова и Ошировского. Работал в ряде московских и других театрах, в т.ч. и в нашем павлодарском. Так что он – бывший казахстанец. Сейчас основное место его деятельности - Московский музыкальный театр им. Покровского, где он поставил такие довольно серьезные вещи, как «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Плащ» Пуччини, «Юбилей» Кортеса.

Как киноактер И. Меркулов снимался в фильмах «Птицы над городом», «Детектив по-русски», «Побег из дворца». По договоренности он одновременно работает как режиссер и в других городах. С родным для него нашим театром он сотрудничает уже многие годы. Здесь он поставил такие спектакли, как «Преступление и наказание», «Юнона и Авось», «Мертвые души», «Мастер и Маргарита».

В нынешней премьере И. Меркулову пришлось поработать в новом амплуа. Прежде в его постановках превалировали элементы массовости, объемности. Теперь же я решил попробовать его в сугубо психологической работе, при этом с произведением, взятым не из привычного классического театрального репертуара. И вот на этот раз в спектакле мы видим несколько новых моментов: новый и необычный автор для зрителя автор пьесы, совершенно новый для театра жанр комедии и, наконец, режиссер, работающий в непривычном для него жанре.

На этой основе и формируются стержневые линии спектакля. Необычно и то, что практически весь спектакль держится на своеобразном диалоге двух персонажей. Нагрузка на Э. Кокарева и Д. Шмигеля очень большая, особенно на последнего. Ибо первоначально роль Пиньона репетировал Д. Доморощенов, затем он заболел… В спектакле заняты Н. Белова, М. Тореев, С. Хорошилова, Р. Шарипов и другие актеры. Оригинальное художественное оформление с элементами графики - одного из ведущих художников Санкт-Петербурга В. Павлюка. Кстати, это оформление для театра оказалось весьма затратным – около 0,5 миллиона тенге. Но мы пошли на эти расходы              .

- Виктор Валентинович, вы всегда достойно воспринимаете критику и либо ее принимаете, либо аргументированно отвергаете. На мой взгляд, естественно, зрительский, в спектакле «Ужин с придурком» чувствуется слабость актерской игры, особенно в диалогах, нет чувства партнера. Он не идет в сравнение, например, с постановкой спектакля «Свет надежды» Карасая.

Последняя сцена, где по режиссерскому замыслу должно было проявиться личностное и духовное превосходство Франсуа Пиньона, вышла неубедительной. Это в беседе со мной признал и сам Дмитрий Шмигель: «Честно признаюсь, не успеваю проработать текст во всей его глубине».

И другие актеры говорили о необходимости дальнейшей шлифовки своей игры. Не сочтите сказанное за ложку дегтя. Но, согласитесь, новизна постановочного замысла должна идти рука об руку с достойной актерской игрой. Конечно, я с удовольствием читал философские размышления о сюжете пьесы И. Меркулова в одном нашем городском еженедельнике. Но было бы приятно увидеть на сцене профессиональное воплощение этих замыслов.
В. Аввакумов: Спасибо за критику. Спектакль без изъянов – это не совсем верно. Замечу, что в условиях областного театра еще долго будет чувствоваться разрыв между режиссерской новизной и степенью актерского мастерства. Таковы реалии. Но, повторяю мы будем работать засучив рукава.

- Немного о планах театра. Что-нибудь новое еще будет?
В. Аввакумов: В начале следующего сезона Ю. Бутунин поставит на нашей сцене спектакль «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского. Затем О. Белинский покажет зрителю фантастическую драму «Зверь» В. Синакевича и  М. Гиндина. Потом питерский режиссер В. Шпилевой будет работать нал пьесой Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина».

Обратите внимание, вслед за московскими режиссерами мы привлекаем к сотрудничеству санкт-петербургских мастеров сцены, которые имеют свой режиссерский почерк. Ну а дальше посмотрим. Кстати, скоро на нашей сцене начнутся гастроли Алма-Атинского театра им. М. Лермонтова.

- Не могу не спросить вас как профессионала: что вы думаете о вновь создаваемой или, возможно, воссоздаваемой Павлодарской филармонии?   
В. Аввакумов: Действительно, филармония у нас была, и весьма неплохая. Хотелось бы, чтобы нынешняя продолжила ее деятельность. В условиях нашего областного центра руководитель этого учреждения должен постоянно генерировать и воплощать оригинальные и даже фантастические  проекты. Причем они должны быть системными, многоплановыми, интересными для зрителей. Хочу верить, что те, кто будет руководить и работать в филармонии, смогут выработать такую концепцию. Иначе… не хочу об этом говорить.

- В этом году напротив здания казахского театра появится памятник Ж. Аймаутову. Ваш коллега, руководитель этого коллектива М.С. Манап выразил желание увидеть хороший бронзовый памятник А.П. Чехову в сквере театра.
В. Аввакумов: Я рад за моих казахских друзей. Спасибо и Мухтару Садвокасовичу за пожелание насчет памятника Чехову. Мы этому, конечно, будем очень рады. Как и возможному приведению в порядок самого нашего сквера, да и некоторым другим ремонтным работам.
 
Булат Шарипов
Фото с сайта www.teatrpavlodar.ru


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

В Павлодаре переиме...
В Павлодаре в честь генерала-майора, почетно...
В Павлодаре опрокин...
На землю вылилось около 19,5 тонн жидкого бит...

Ёрш
100 дорог

"Для Вас любимых" Центр красоты и здоровья

Предлагает:
Женская стрижка
Каждая современная женщина считает тему стрижки ...
Наращивание волос
Красивые длинные волосы всегда являлись предметом ...
Наращивание ногтей Наращивание ногтей
* гель, дизайн.
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 230 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.