Городские новости

Быть ли филармонии? и какой быть? (06.06.2012, 17:08), просмотров: 2591

Быть ли филармонии? и какой быть?
Своим мнением о создании и перспективах Павлодарской областной филармонии делится директор Казахского музыкально-драматического театра имени Ж. Аймаутова М.С. МАНАП.

- Конечно, то, что газеты  время от времени освещают вопрос о создании филармонии - хорошо. За что все мы, представители творческой интеллигенции, вам весьма благодарны. Но, согласитесь, создать филармонию – это полдела. Гораздо сложнее добиться того, чтобы она эффективно заработала, стала постоянно действующим центром, штабом всей культурной жизни нашего района. Работы здесь для всех непочатый край.

В свое время в Павлодаре была филармония, как все говорят, одна из лучших не только в Казахстане, но и в СССР.
М. МАНАП: Я в тот период работал в Аркалыкском театре. Но я очень часто от многих слышал и слышу о добрых делах павлодарской филармонии тех лет, и ее директоре Линчевском. На вопрос - с чего начинается филармония, или другое учреждение культуры - отвечают обычно по-разному. А я бы в нынешних условиях все-таки сказал: «Все начинается с директора».

От его инициативы, подвижничества, творческого подхода к делу зависит пятьдесят, а может, и больше процентов успеха. Понятно, что филармония нынче во многом будет работать на принципах финансовой самостоятельности. Поэтому материальное благополучие артистов, всего учреждения в целом будет зависеть от беспрестанного усердия, в хорошем смысле слова, его руководителя. Совершенно справедливо было сказано при обсуждении этой темы в вашей газете - директор филармонии должен быть генератором идей.

Он должен не только знать, что сегодня хочет смотреть и слушать павлодарский зритель, но и смотреть на перспективу. Хорошо бы, конечно, если бы он со всех позиций изучал зрительское и общественное мнение, интересы, вкусы разных слоев населения города и области.

Наряду с артистической, творческой подготовкой у директора филармонии, на мой взгляд, должна присутствовать хорошая предпринимательская жилка. Все новое и интересное, что будущий директор филармонии и его сотрудники увидят по Интернету или прочитают в журналах, должно найти прописку у нас. Ну и, наконец, надеюсь, у руководителя этого учреждения, будут широкие творческие и предпринимательские связи с другими городами и странами.

Желательно, считают многие, чтобы директор филармонии был назначен на конкурсной основе.
М. МАНАП: Обязательно. Этот человек должен пойти через хорошее сито отбора. Если   же он по той или иной причине не справится со своими обязанностями, надо не затягивать его замену. Но в то же время хочу заметить: мы все должны помочь директору советами, деловыми предложениями.

Пользуясь случаем, на конкретном примере хочу высказать свое мнение. В свое время ряд газет подвергли серьезной и в то же время, по-моему, не совсем справедливой критике бывшего начальника управления культуры А.М. Канафину (ныне она заместитель акима города). Я вот лично считаю, что она, по мере своих возможностей, внесла некоторый вклад в развитие культуры. Ведь именно с ее участием были созданы многие ныне действующие профессиональные творческие коллективы. Мне известно, что у нее в планах было немало новых интересных задумок, которые, надеюсь, будут реализованы нынешним руководителем управления.

Например, госпожа Канафина в свое время заявила о возможности создания профессионального оркестра русских народных инструментов.
М. МАНАП: Именно в те годы был поднят вопрос о строительстве хорошего концертного зала. А ведь нынче всем очевидно, что филармония должна обзавестись собственным домом, построенным по современным требованиям. Возможно, у некоторых возникает вопрос и относительно моей должности. Ну, что ж, отвечу. Я - актер. И никогда не стремился к административной работе.

Еще в Аркалыке мне не раз предлагали возглавить театр. Но я всякий раз отказывался. В Павлодаре я также никогда не стремился занять должность директора, художественного руководителя. При необходимости я в любое время, без всякой обиды готов освободить свой кабинет. Никакая должность не закреплена за кем-либо на долгие-долгие годы. Все зависит от творческих и иных возможностей конкретного человека. И все мои небольшие предложения здесь не имеют какой-либо конъюнктурной основы.       

Вернемся к вопросу о филармонии. Уже не раз приходилось слышать, в том числе от руководителей областного управления культуры, что со второй половины года начнет действовать филармония. Но пока никакого официального сообщения о  е открытии нет. Хотя на дворе уже июнь. Неужели опять мы храним верность традициям келейности в принятии любых решений?
М. МАНАП: Конечно, принимать спешно сырые решения ни к чему. Но и келейность - не лучший подход.

Какой вам видится структура филармонии, если она все-таки будет создана?
М. МАНАП: Я не согласен с бытующим мнением о том, что филармония должна быть построена на объединении уже действующих коллективов. Конечно, они должны быть сохранены. Но их состав, направления деятельности желательно пересмотреть, обновить.

То, что мешает работе по-новому - отбросить, лучшее взять на вооружение и т.д. А вообще я бы работу филармонии построил на контрактной основе. Наряду с постоянно действующими местными коллективами привлек бы к работе на договорной основе артистов из других городов. И даже стран. Мне известно, что в Москве, Новосибирске и других больших городах России есть неплохие творческие работники, которые хотели бы некоторое время поработать у нас.

Можно привлечь хороших специалистов из стран Центральной Азии. Они бы внесли в культурную жизнь нашего города свежую струю и элемент конкуренции. Разве мы не выиграли бы от такого подхода? Честно говоря, я бы все эти инновационные элементы ввел бы у себя в театре, если бы имел в резерве несколько квартир. Во всяком случае, над этим вопросом я думаю.

Филармония - это ведь прежде всего просветительство, развитие вкуса и интереса у народа к высокому искусству. Творческие коллективы и солисты будущей филармонии должны постоянно гастролировать, в том числе и в «глубинке», быть, что называется, мобильными.
М. МАНАП: Это само собой разумеется. Артиста филармонии должны кормить ноги. Причем гастролировать надо не только по области или республике, но и по другим странам мира. Нам ни в коем случае нельзя вариться в собственном соку. Для творчества это очень плохо.

Осенью этого года в нашем городе, можно сказать, под эгидой Евросоюза начнет работу объединенный молодежный симфонический оркестр стран Центральной Азии. Так вот, его главный дирижер, итальянский музыкант Д. Калелла сразу заявил, что оркестр обязательно будет гастролировать. Как по Азии, так и по Европе.
М. МАНАП: Я считаю, что это очень правильное мнение. Почему бы и нашим артистам не последовать такому примеру? Ведь побеждают же студенты музыкального колледжа на конкурсах в Париже, Москве, Германии, Италии. А как успешно наш театр в свое время выступал в Турции, Египте. Не надо считать себя провинциалом и бояться конкуренции, состязательности.

Тем более, что наше управление культуры не раз заявляло, что готово финансировать эти гастрольные поездки. Ведь гастроли важны и с точки зрения закрепления в городе хороших артистов. Не секрет, что талантливые артисты и музыканты стремятся при первой возможности перебраться если не Европу, то хотя бы в столицу.
М. МАНАП: Вот именно. Этот вопрос, кстати, актуален и для нашего театра. Не менее серьезный вопрос - взаимодействие будущей филармонии с другими очагами культуры области. На мой взгляд, если удастся построить ее работу на принципиально новых, передовых началах, она может стать своеобразным локомотивом, которое окажет благотворное влияние на другие коллективы. Естественно, и на наш театр.

А в вашем театре близок к завершению очередной творческий сезон?
М. МАНАП: В наших планах в этом сезоне еще постановка пьесы «Аркалык-батыр» Ж. Шанина – нашего именитого земляка, которому нынче исполняется 120 лет. Режиссер спектакля Ж. Хаджиев из нашего столичного ТЮЗа. Возможно, удастся сыграть еще один новый спектакль. Недавно в нашем здании прошли гастроли Алма-Атинского театра им. М. Ауэзова.

В период этих гастролей столичного коллектива часть наших артистов смогли съездить и выступить в двух сельских районах. Та, что мы не забываем и наших сельчан. Да и мы сами в выигрыше. В этом году мы надеемся получить артистическое пополнение. Из «жургеновки» к нам приедут несколько выпускников. Областная администрация обещает им построить общежитие на берегу Иртыша. Правда, лучше бы сразу квартиры, но…

В заключение поделюсь хорошей новостью. Аким области твердо пообещал выделить средства на сооружение напротив здания театра хорошего бронзового памятника Ж. Аймаутова. Рядом с нынешним фонтаном.

Надеюсь, что и фонтан будет полностью обновлен. А то его вообще трудно назвать фонтаном. Это скорее какой-то допотопный бассейн. Как, впрочем, и большинство других наших городских фонтанов. Кстати о памятнике. На страницах «НВ» было высказано мнение о необходимости хорошего памятника Чехова в сквере русского театра.
М. МАНАП: Идея хорошая. Ж. Аймаутов и А.П. Чехов – литераторы, творчество которых имеет ряд схожих черт. Ведь возвели же в Караганде памятники С. Сейфулину и К. Станиславскому возле казахского и русского театров. И это прекрасно.

Булат Шарипов


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Жители южной части ...
22 апреля в Павлодаре завершится отопительный...
Жители южной части ...
22 апреля в Павлодаре завершится отопительный...

Ёрш
100 дорог

VELVET BURGER, Ресторан

Предлагает:
Напитки собственног...
Домашние напитки в Velvet Burger вкус и польза нат...
Доставка до двери
Доставка по городу, минимальный заказ 3000 тенге. ...
Булочки для бургеро... Булочки для бургеро...
Основа бургера- правильн ая булка. Каждое утро мы...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 138 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.