Городские новости

«Музыка - универсальный язык мира» (17.11.2011, 15:40), просмотров: 3591

«Музыка - универсальный язык мира»
Известно, что музыкальное образование - это не только обучение игре на каком-либо инструменте, пению и нотной грамоте, это гораздо более сложный, глубинный процесс, затрагивающий тонкие материи детской души, если хотите, это созидание «человека интеллигентного».

Как ни странно, но в Павлодаре, где имеют место быть хорошие музыкальные традиции и соответствующий этим традициям хороший вкус к классическому творчеству, вопросы музыкального образования детей оказываются если не спорными, то какими-то трудно решаемыми. Почему это так, мы беседуем с заместителем начальника отдела образования города Павлодара Сабирой Шакеновной СЕИТОВОЙ.

«НВ»: Общеизвестны основные проблемы павлодарских музшкол - слабая материальная база, нехватка музыкальных инструментов, которые нынче практически не приобретаются, компьютеров, без которых сегодня, кажется, учебных процесс просто немыслим...

С. Сеитова: Все городские и областные музыкальные школы – казенные коммунальные предприятия. Поэтому их финансирование осуществляется как по линии госбюджета, так и за счет платы за обучение. В этом году третья музыкальная школа сменила свой адрес. Мы ей выделили один из двух корпусов 23-й школы. Летом это здание было капитально отремонтировано. Текущий ремонт был проведен в других музыкальных школах. Особенно я бы отметила благоустройство территории и ремонт фасада старейшей в нашей области первой музыкальной школы. Она, кстати, расположена в уникальном типовом здании, построенном в свое время по специальному проекту. В следующем году мы планируем заняться ремонтом крыши. Теперь о музыкальных инструментах и музыкальной литературе, а также компьютеризации учебного процесса. Вопрос этот очень непростой. Хорошие музыкальные инструменты очень дороги. И тем не менее мы намерены постепенно их приобретать. В каждой музыкальной школе есть неплохие библиотеки, основной фонд которых был сформирован в прошлые годы. С начала 90-х годов музыкальным школам мы постепенно выделяем компьютеры. Конечно, их пока не так много. Теперь о классах информатики. Действительно, их пока в музыкальных школах нет. По существующему положению, в музыкальных школах не предусмотрена должность преподавателя информатики, как и самого класса. Пока учащиеся ограничиваются библиотечным компьютером. В будущем будем работать по созданию в музыкальных школах классов информатики, в той или иной форме, не нарушая при этом законодательных норм. Сейчас мы занимаемся обеспечением компьютерами городского учебного центра занятости и филиалов клуба «Жигер». Затем настанет черед музыкальных школ. Кстати, компьютеры, ноутбуки музыкальные школы могут приобретать и на свои заработанные средства, хотя понятно, что сделать это им  будет не просто. Несколько слов о так называемых «накладках», которые иногда могут возникнуть между общеобразовательными и музыкальными школами. Мой педагогический стаж – почти сорок лет. Многие годы я была директором ряда средних школ. И в моей практике никогда не возникал вопрос: нужны ли нашим ученикам азы музыкального образования, важно для них играть на инструменте или нет. Понятно, что учителя общеобразовательных школ обеими руками «за». Тем более сейчас, когда остро стоит вопрос о конкурентоспособности человека в рыночном обществе. Если же какие-либо трения между средней общеобразовательной и музыкальной школами возникают, то они разрешаются в рабочем порядке. Мы постоянно проводим семинары-совещания директоров общеобразовательных школ и руководителей учреждений дополнительного образования, к числу которых относятся и музыкальные школы. На них мы обсуждаем все имеющиеся проблемы.

«НВ»: Правда ли, что теперь музыкальным школам запрещено принимать на работу музыкантов-педагогов по совместительству? Понятно, что в условиях нашего небольшого города для музыкальных школ это решение - не совсем приятная новость.

С. Сеитова: Вопросы приема и увольнения педагогических кадров решают сами руководители учебных заведений в рамках существующего трудового законодательства. Все остальное не так важно.

«НВ»: Большинство выступавших в нашей газете на тему музыкального образования детей высказывали мнение, что статус музыкальной школы должен быть повышен. Сейчас это «учебное заведение дополнительного образования». Фактически музыкальные школы с их напряженным семилетним, системным обучением на основе программы, утвержденной Министерством образования, приравнены к дворовым клубам. Именно этот статус, по мнению педагогов, обусловил не совсем благоприятные для музыкальных школ условия. Даже ваши пояснения о том, что сначала будут оснащать компьютерной техникой дворовые клубы, а потом уж музшколы, это подтверждает.

С. Сеитова: Вопрос не по адресу. Положения разрабатываются Министерством образования. А мы лишь исполнители.

«НВ»: Но вы же можете выступить с инициативой о внесении изменений.

С. Сеитова: В Министерстве образования работают очень опытные специалисты. Они знают свое дело.

«НВ»: А как вы относитесь к тому, что в последние годы резко снизилось число выпускников музыкальных школ, желающих продолжить свое образование в музыкальном колледже? Иногда в наш музыкальный колледж – один из лучших в республике – не подает документы ни один юноша или девушка, окончившие музыкальную школу. Конечно, это их право. Но в тоже время здесь какой-то нонсенс. Вам так не кажется?

С. Сеитова: Вот именно, это их право. Нонсенса здесь я не вижу. Совсем не обязательно всем или большинству выпускников музыкальных школ ограничивать свой дальнейший выбор только музыкальными специальностями. Возможно, они пожелают стать экономистами, инженерами. Замечу, что успехов среди творческих работников добиваются лишь единицы. Так что стоит и над этим задуматься.

«НВ»: Теперь давайте коснемся проблем в преподавании музыки в средней общеобразовательной школе. Например, сокращение в школе уроков музыки почти до одного часа в неделю. Это, как говорят педагоги, с одной стороны, снижает эффективность занятий музыкой, с другой – бьет по зарплате педагога. В своем интервью «НВ» профессор ПГУ Н. Дукенбай справедливо заметил, что ни один выпускник вуза не поедет в село преподавать музыку за 10 тыс. тенге в месяц. Для сравнения, в Японии занятия музыкой в школе идут 5-6 раз в неделю.

С. Сеитова: Студенты музфака осваивают в вузах разные инструменты. И естественно, в школе используют фортепиано, или виолончель, или гитару и т.д. В тех школах, которыми я руководила, в свое время, большинство учителей музыки играли на баяне или аккордеоне. И мне кажется, любой школе по силе приобрести этот инструмент.

«НВ»: Неужели музыкальные интересы сегодняшних юношей и девушек ограничиваются лишь баяном или аккордеоном? А как быть с инструментами для школьных ВИА, духовых или народных оркестров? Кстати, в советских школах такие оркестры были почти в каждой школе. И уж точно в каждой школа был хор. И проводились фестивали хоровые среди школьников. Даже один из лучших учителей музыки Павлодара, композитор и поэт Амосов, опытом которого заинтересовался педагогический институт повышения квалификации, испытывает большие проблемы из-за отсутствия элементарных музыкальных инструментов.

С. Сеитова: По поводу уменьшения часов музыки. Это решение Министерства образования, которое, видимо, исходит из определенных существенных причин. Но нехватку учебных часов по музыке учитель может компенсировать внеурочными оплачиваемыми занятиями, наконец, он может создать свою именную программу, которая, естественно, должна быть одобрена и утверждена. А пример с Японией, как показывает сегодняшняя практика, далеко не во всем идеален. Там, как мы видим у них сегодня - свои немалые проблемы. Для нас же, я повторяю еще раз, главное – воспитание всесторонне гармоничного подготовленного и развитого человека.

«НВ»: Честно говоря, знакомые выражения. Но это ваше мнение. А за откровенный разговор и ответы на вопросы спасибо.

Булат Шарипов


Последние новости:



Комментарии:



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.


ЖительКереку)  (18.11.2011, 15:21)

Нашли у кого брать интервью! Это же наёмный чиновник.Общими фразами сыплет, видно же что ей абсолютно наплевать на развитие детей и на будущих музыкантов. В недалеком времени Муз школы постепенно закроют если и дальше у нас будут такие чи ...

Ещё новости

Подозрительную даму...
4 апреля во время патрулирования улиц полицей...
Жители южной части ...
22 апреля в Павлодаре завершится отопительный...

ITECA
100 дорог

ГЕРМЕС 1, Обмен валют

Предлагает:
Гермес, Обмен валют...
Обмен валют:* доллар,* евро,* российский рубль, *...
Золотые слитки
Мерные слитки аффиниро ванного золота – это высок...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 251 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.