Городские новости

Вокзал – на двоих? (05.05.2011, 15:46), просмотров: 3169

Вокзал – на двоих? Постановлением  кабинета министров в течение этого года все вокзалы и станции страны должны быть переданы из собственности акиматов обратно в АО «Казахстан темир жолы». Тем самым была признана ошибочность такого странного решения.

В некоторых регионах этот процесс идет довольно бодро: так, еще в конце прошлого года решение о передаче вокзалов в КТЖ вынесли акиматы Восточно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областей. Принципиальное согласие на сотрудничество получено в Жамбылской, Кызылординской, Карагандинской и Акмолинской областях. В Павлодаре с передачей вокзалов от акимата в КТЖ, как оказалось, пока все неясно.

Шаг вперед и два назад

Специально для принятия имущества в структурах КТЖ были созданы специальные службы – дочерние предприятия КТЖ, региональные АО «Вокзалсервис». В Павлодарской области директором этого подразделения является Гайдар Саркыншаков. Мы встретились с Гайдаром Абиевичем и поинтересовались, как продвигаются дела с передачей имущества, и каких улучшений можно ждать жителям области в работе железнодорожных станций после того, как этот процесс будет завершен.

- Гайдар Абиевич, как сегодня идут дела с передачей железнодорожных вокзалов и станций в собственность «Казахстан темир жолы»?
- Пока никак. Все сводится к тому, что акимат кивает на Госкомимущество, те в свою очередь ссылаются на «Самрук-Казына». И при этом никто не задумывается над тем, что средства на ремонт и реконструкцию вокзалов КТЖ уже выделены, и они постепенно тают за счет роста цен, инфляции.

- А сколько средств выделил «Казахстан темир жолы» на эти цели?
- Мы пока еще не можем сказать, сколько средств нам потребуется. Пока не было передачи, мы не имеем возможности даже составить дефектные акты. Но для сравнения - на ремонт старого здания вокзала, которое находится в нашей собственности, КТЖ выделяет порядка двухсот миллионов тенге. Поэтому можно с уверенностью сказать, что на ремонт действующего здания павлодарского вокзала тоже будет выделена необходимая сумма.

Когда в наш город приезжал президент нацкомпании, он пообещал акиму области, что как минимум семь вокзалов области будут реконструированы и приведены в подобающее современным условиям состояние. Но это случится только в том случае, если они будут переданы. Хотя, следует сказать, что такие небольшие станции, как Карасук, передаются. Основную проблему составляют вокзалы городов Павлодара, Екибастуза, Аксу.

- Мы долго не могли встретиться, Вы были в командировке, объезжали все станции области. Что вы там увидели?
- Ежегодно все руководители подразделений в составе комиссий выезжают на весенний и осенний осмотр хозяйства. Осенью проверятся готовность к работе в зимний период, а весной определяется, какие работы необходимо сделать летом, чтобы хорошо подготовится к зиме. Общее впечатление – большие красивые дворцы, такие как в Екибастузе, и пустующие залы, недостаток освещения – экономят даже на лампочках, большинство вокзалов не отапливаются. Сотрудники вынуждены работать в холоде, охрана труда не обеспечивается.

Когда-то в залах ожидания были мониторы, телевизоры, люди могли смотреть их, ожидая посадки. Теперь этого нет. Внутри очень незначительный сервис, не предоставляются никакие услуги, кроме как продажа жвачки и воды, больше там делать нечего. Никаких Интернет-кафе или других услуг, ничего. А ведь испокон веков вокзалы - это места общественного пользования, куда можно было прийти и получить весь спектр необходимых услуг от замены батарейки в часах, до починки обуви. Это особенно актуально в отдаленных регионах, где жители не избалованы обилием сервиса.

Сегодня вокзалы умирают. И происходит это вследствие, я считаю, неверного решения о передаче вокзалов в ведение местных администраций. Все-таки вокзалы - это лицо железной дороги, и многие люди все это время считали, что это КТЖ не справляется с задачей содержания своих зданий.

- А почему вообще возникла эта идея передать вокзалы и станции местным органам исполнительной власти?
- Это решение было принято с оглядкой на, так сказать, цивилизованный Запад, где вокзалы считаются лицом города и подпадают под юрисдикцию местных органов власти. Но наши местные управленцы оказались не готовы к этому. Почему-то все сразу задумались, что можно из этого извлечь, причем не на развитие инфраструктуры, а для себя. И теперь, после этого шага вперед, мы вынуждены делать два шага назад и забирать станции обратно.

- Вокзал Экибастуза. Наша газета писала о том, что здание было заложено в банке, но найти концы, почему это было сделано и кем, мы так и не смогли. Что удалось обнаружить Вам?
- У нас есть официальное письмо о том, что до 15 июня здание заложено в банке. И несмотря на то, что погашения по кредиту осуществляются, нас эта ситуация очень беспокоит, так как сам этот факт означает, что имущество было переведено из доверительного управления либо в частную собственность, либо в собственность какого-то предприятия. 

Иначе ни один банк не дал бы согласия на оформление кредита. Деньги брались якобы для ремонта здания, но у нас есть документы о том, что когда «Казахстан Ттемир жолы» передавало вокзалы в муниципальную собственность, то все они были предварительно отремонтированы. И куда пошли эти деньги, мы не знаем, сегодня вокзал, по сути дела, мертвый.

- А каким образом сегодня выглядит схема управления вокзалами? Кто является собственником, кто управляет?
- На каждом отделении были созданы предприятия со стопроцентной государственной собственностью, утверждается штат, и предприятие работает. Например, в Павлодаре было создано ТОО «Павлодарвокзалсервис», доход идет в бюджет, работники получают заработную плату. Но меня возмущает то обстоятельство, что до сих пор не отработаны схемы взаимодействия КТЖ и этого ТОО. Например, дежурный по вокзалу – человек, представляющий железную дорогу.

Мы оплачиваем аренду помещения, а наш работник следит за качеством обслуживания пассажиров, порядком посадки-высадки и так далее. К примеру, подходит к нему пассажир и жалуется, что не может получить вещи из камеры хранения. Там просто ни кого нет. Клиент нервничает, у него, к примеру, сейчас поезд или пересадка на автобус, он пишет жалобу.

Когда начинаем разбираться, то выясняем, что эта камера хранения в аренде у частного лица, и арендатор может прийти, может не прийти. И мы ни как не можем на него воздействовать. Каким образом, в таком случае, мы можем повысить качество обслуживания пассажиров? А этот арендатор продолжает работать, получает доход, платит аренду. А вокзалы все равно убыточны. Мы наблюдаем, что не соблюдаются нормы пожарной безопасности, например, недавно на павлодарском вокзале горела щитовая.

А недавно я обнаружил в зале павлодарского вокзала ящик некоего благотворительного фонда, куда люди бросают деньги, которые якобы идут на помощь больным детям. Начав разбираться с этой ситуацией, я выяснил, что этот ящик вскрывает один и тот же человек, который сам же является и учредителем этого фонда. Идет обменивать эту мелочь в наши кассы, при этом суммы там скапливаются весьма немаленькие. И такие ящики стоят не только здесь.



Кто контролирует, куда идут деньги? Кто знает, сколько он собрал и сколько потратил на благотворительность и куда пошли остальные средства? Я совсем не уверен, что эти деньги доходят до тех детей, фотографии которых налеплены на эти ящики. Никаких достоверных документов, никаких актов комиссионного вскрытия. И это в здании предприятия, принадлежащего государству! Мы видим игровые автоматы в залах, но пока мы здесь не хозяева, ничего предпринять не можем. Люди через весь город едут сюда поиграть, вокруг этих автоматов крутится сомнительная молодежь, создают неудобство пассажирам. Но мы не можем это изменить.

Азарт под крылышком акимата

А может, нынешние владельцы вокзалов, местные исполнительные органы, не горят желанием возвращать его железнодорожникам потому, что вокзалы не настолько убыточны, как нам рассказывали чиновники, и представляют довольно-таки лакомые кусочки для тех, кто имеет доступ к средствам, аккумулирующимся здесь?

Мы предложили Гайдару Саркыншакову прогуляться с нами по Павлодарскому железнодорожному вокзалу, чтобы корреспондент «НЖ» тоже смогла оценить обстановку в залах ожидания. Сразу следует отметить, что людей на вокзале было действительно немного.

Едва войдя в здание со стороны перрона, мы наткнулись на тот самый ящик для сбора пожертвований, и там действительно была довольно неплохая сумма мелочью. Куда она пойдет и в чьем кармане осядет? Ответа пока нет.

Спустившись на первый этаж, мы прошли здание от одного края до другого. И в одном из закутков обнаружили странное заведение под вывеской «Парикмахерская». Внутри стояли ряды игровых автоматов. Вышедший было на голоса работник (или хозяин), увидев фотоаппарат, быстренько ретировался в подсобку. Кроме нас, здесь в это пока явно неурочное время (было около полудня) посетителей не было.

Гораздо многолюднее было возле других автоматов, установленных прямо у входа со стороны города, на пути на автостанцию, которую в свое время упорно продвигали некоторые чиновники областного акимата. Там вовсю шла игра, и не на символические выигрыши в виде плюшевых мишек, а на самые что ни на есть живые деньги в форме жетонов.



Увидев вспышки фотоаппарата, игроки не испугались, а наоборот, начали жаловаться нам на эту игровую заразу:
- Разберитесь с ними, я тут уже пять тысяч проиграл. Уже четвертый раз играю. Вначале две тысячи оставил, но выиграл четыре с половиной. И после этого только проигрываю. Заставьте их убрать отсюда этот автомат. А то я как домой в Аксу еду, так не могу остановиться. Пока автобус жду, обязательно сюда заглядываю. А у них тут не выиграешь, это настоящий обман, - рассказал нам житель города Аксу Владимир.

- А выигрыш вы получали деньгами? – поинтересовались мы у Владимира.
- Ну конечно, деньгами, выиграл и получил, - уточнил он.

Женщина, продававшая жетоны на игру, увидев фотоаппарат, наоборот, разнервничалась и заявила, что говорливому клиенту больше жетонов не продаст.

- Вот вы и сами увидели, что здесь происходит, - подвел итог нашей встречи Гайдар Саркыншаков, - и мы пока ничего не можем с этим поделать.

Почему на территории государственного предприятия процветают запрещенные виды бизнеса, мы очень бы хотели узнать у прокуратуры. А вот почему вокзалы области имеют такое неприглядное лицо – этот вопрос мы адресуем уважаемому акиму Павлодарской области. Мы, конечно, понимаем, что он поездами очень редко пользуется, но, по нашему мнению, иметь представление о том, что происходит на вверенной ему территории, все-таки должен.

Наталья ЯКОВЛЕВА


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Пострадавший в ДТП ...
ДТП произошло в Павлодаре на улице Ак. Сатп...
7 декабря 2016 года...
Впервые в Павлодаре Ирина Хакамада проведёт...

"АвтоСпектр" автомагазин

Предлагает:
Автомобильные авто-...
* автоэмали,
* ремонтные материалы,
* инструмент.
Торговля запчастям...
* Кузовное железо (крылья, капоты, элементы кузов...
Продукция CARLINE Продукция CARLINE
Немецкая кампания автозапчастей, (расходных матери...

Фото объявления

джинсы черные Collins

джинсы черные ...

в хорошем состоянии Одежда - ...
Mercedes C-Класс C 180 (1998 г.в.)

Mercedes ...

Рейсталинг, ХТС, комплекты зимней и ...
2 комнатная квартира, Заслонова-63

2 комнатная ...

Окна выходят на обе стороны дома, во ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 199 чел.
© 2006-2016 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.