Городские новости

Портрет учителя: ФАС! (26.02.2011, 09:00), просмотров: 9864

Портрет учителя: ФАС!
О том, что учитель работает много, а получает мало, известно давно и всем. Но как мало он получает и как много при этом работает? Сие никого волнует. Ни родителей, которые уверены, что заставят барана заговорить, а учителя заблеять, ни уютно угнездившихся в своих креслах чиновников, ни самого министра, который полагает, что если к полуразвалившейся колымаге образования не притрагиваться, то на его век хватит.

Однако вернемся к теме: каков же он, портрет современного учителя? Если вы хотите знать официально высказываемую точку зрения официальных чиновников, то она полна оптимизма. Современный учитель - это творческая, с румянцем во всю щеку и полная энтузиазма, полиязычная личность, бескорыстно трудящаяся на ниве просвещения и не способная ничего с этой нивы положить в свой карман.

Если же вы хотите услышать официальную неофициально высказываемую точку зрения тех же официальных чиновников, то она тоже оптимистичная. Поскольку как бы ни было плохо наше образование, они всегда устроят свои чада куда надо.

Девяносто девять процентов учителей - женщины и примерно семьдесят процентов из них – женщины с ребенком, которым устроить свою личную жизнь не светит. Потому что, во-первых, кому нужна женщина с ребенком, а, во-вторых, кому нужна жена, свихнутая на работе, которая по привычке всех учит, склонная то же самое делать и дома.

Сколько же она должна работать, чтобы прокормить себя и худо-бедно тянуть свой семейный воз? Смею вас уверить, что работы этой выше крыши, вполне достаточно, чтобы захлебнуться и света белого не увидеть. А вот с точки зрения оплаты… Учительская ставка составляет пятьдесят пять тысяч, на руки, стало быть, меньше пятидесяти.

Но это ставка учителя высшей категории, до которой, дай бог, дотянуться к годам сорока-сорока пяти, а наша визави, вероятнее всего, учитель второй категории. На руки примерно сорок тысяч.

Теперь самое время перейти к анекдотам о минимальной «продуктовой корзине». Самый свежий из них: корзина эта тянет нынче на девятнадцать тысяч тенге. Честно говоря, если это для постояльцев морга, то это даже многовато, а иначе хотелось бы посадить авторов корзины на эту корзину и через месяц увидеть их в прямом эфире.

Пока же обозначим минимальную «продуктовую корзину» более реальной цифрой - в тридцать шесть тысяч. Итого семьдесят две тысячи тенге. Но, как говорится, ни хлебом единым. Наша героиня где-то живет и, стало быть, платит за квартиру, свет и тепло. Платит за лифт, вывоз мусора… И это, примерно, еще тысяч десять - двенадцать, что дает уже восемьдесят четыре тысячи.

А ведь надо иногда кое-что и из одежды купить. Тем более, известно: на ребенке и обувь и одежда огнем горят. Не успел купить, а он из нее уже вырос. Да и самой…. Не может учитель выйти на работу, как грузчик. Никто этого не поймет. Итого вкруговую, как ни раскидывай, сто тысяч. Таковы грустные реалии нашего времени.

Сто тысяч – это две с половиной ставки. А две с половиной ставки - это семь уроков в день. Но прежде всего, кто вам даст эти две с половиной ставки? А если директор и даст, то вы ему будете крепко обязаны.
Если вы полагаете, уважаемый читатель, что урок длится сорок пять минут, то спешим вас разочаровать: перемена входит в рабочее время учителя и на ней ему куда напряженней, чем на уроке.

Известно, что уроки начинаются с восьми утра и для нашей героини заканчивается в три часа дня. Не тут-то было. Мы не учли такой хорошо известной вещи, как «окна». Окно – это пустой урок между уроками. Мертвое время: ни домой съездить, ни в магазин успеть. Теоретически можно бы где-нибудь приткнуться да хоть стопку тетрадок проверить или поурочный план, на худой конец, написать. Да куда приткнешься, школа битком забита, трещит по швам, каждый кабинет на вес золота, свободных просто не бывает. И вот таких подарков в среднем на учителя выпадает по два в день.

Можно ли обойтись без «окон» или хотя бы минимизировать их? В век компьютеров и нанотехнологий? Ни-ни! Иначе нарветесь на скандал. Запретная тема. Время учителя принадлежит государству. А государство у нас щедрое. Вот и выходит, что спокойно вздохнуть наш учитель сможет только к пяти вечера.

Однако, стоп! Не тут-то было. Мы не учли, что учитель у нас, как правило, еще и классный руководитель. И вообще, учитель сам по себе - это руководитель (и слово-то какое выдумали). А все лишь для того, чтобы припрятать неприглядную истину.

В дореволюционной России в гимназиях были учитель и классная дама. Две разных профессии, и каждый занимался своим делом и получал свою зарплату. Советская власть обнаружила тут буржуазный предрассудок, устранила классную даму вместе с ее зарплатой и объяснила, что просто давать уроки неприлично. А надо давать уроки и воспитывать заодно и на одну зарплату. Так была проведена первая оптимизация образования. Все остальные проводились лозунгом «как можно меньше учителей, как можно больше чиновников, за ними надзирающих».

Однако вернемся к нашей учительнице. Потратив еще полчаса как классный руководитель и примерно столько же на дорогу, она к шести часам, наконец, оказывается дома. И тут начинаются самые ягодки, поскольку уроки в школе – это только прелюдия…

Прежде всего, надо проверить тетради: в среднем это две стопки в день, примерно по двадцать пять тетрадей в стопке, итого пятьдесят тетрадей. Сколько нужно времени для проверки пятидесяти тетрадей? Не знаю, как нынче, а раньше в штате редакции существовала должность корректора. То есть человека, вычитывающего газету и устраняющего вкравшиеся в текст ошибки.

Работа, напоминающая проверку тетрадей учителем. Только корректор вычитывает печатный текст и получает полновесную зарплату, а учитель - ученические каракули, и должен за две тысячи не только подчеркнуть ошибки, но и дать к ним краткие комментарии. Остается добавить, что объемы работ у обоих примерно одинаковы. Корректор вычитывает текст, и это его единственная работа, то есть на вычитку номера он тратит полный рабочий день: восемь часов. Если положить на проверку одной тетради шесть минут (что смехотворно мало), то и тогда на проверку пятнадцати тетрадей уйдет 50 х 6 = 300 мин = 5 часов. И она заканчивается в одиннадцать часов вечера.

Увы, но это еще далеко не все. Вторая неукоснительная обязанность учителя - писать поурочные планы. Сколько? Столько, сколько у тебя уроков. В нашем случае семь. Сколько времени уходит на написание поурочного плана? Это очень индивидуально.

У среднего педагога (мы помним, что у нашего учителя вторая категория) на подготовку одного и того же плана может уйти несколько раз больше времени, чем у учителя-аса. Существует шедевр чиновничьего творчества: «Требования, предъявляемые к поурочным планам учителя». Это документ, раскинувшийся на шести страницах густопечатного текста, который по понятным причинам мы полностью привести не можем, но фрагмент из него процитируем.

Примерное содержание поурочного плана
1.Тема
- дидактическая цель и задачи
- тип, структура урока
- общие методы, приемы работы
- средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВГ.

2.Повторение опорных знаний:
- определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
- самостоятельная работа учащихся (ее объем и формы)
- способы развития интереса у учащихся к предмету, к теме.
- формы контроля за работой класса, отдельных учащихся

3.Усвоение новых знаний:
- новые понятия, законы и способы их усвоения
- проблемные и информационные вопросы.

На этом «Требования…», пожалуй, оборвем, сказав лишь, что состоят они из тридцати одного пункта. Если на каждый из пунктов затратить хотя бы шесть строк, то получим 31х6 =186 строк, а планов, как мы помним, нужно составить семь. Итого: 186х7=1302 строки. На тетрадном листке в клетку у нас 20 строк. Делим и получаем примерно 76 страниц, или 38 листов.

А это более трех двенадцатистраничных ученических тетрадок. Сколько нужно, чтобы механически заполнить эти три тетрадки? Сам проверял: четыре с половиной часа минимум. Но ведь календарные планы – это не просто переписывание. Нужно подобрать упражнения и задачи, нужно их предварительно прорешать. На уроке их решать некогда. Нужно, наконец, разбить этот материал на упражнения обучающего, закрепляющего и творческого характера. Нужно продумать вопросы и нужно действительно разбить урок на этапы. Нужно, нужно, нужно…

В самом оптимальном случае на это на все про все уйдет часов семь. Добавим сюда звонки беспокойных родителей, которые привыкли путать домашний телефон учителя с его рабочим, и получим в общей сумме семь тридцать утра. Тридцать минут на дорогу - и новый рабочий день начался. Круг замкнулся. Но не завершилась череда неотложных дел.

Ведь кроме дел, которые надо выполнить «здесь и сейчас», есть еще много дел не менее срочных, но разбросанных во времени. Например, контрольные и самостоятельные. Они, конечно, выполняются не каждый день, но достаточно часто, примерно раз в неделю. При нагрузке в две с половиной ставки у учителя бывает девять классов. В нашем случае ежедневно будет получаться по полторы контрольные. Эти контрольные надо составить и предварительно прорешать. На что уйдет примерно час. Если положить на проверку одной контрольной десять минут (что архимало), то и тогда выходит шесть часов, а все вместе – семь с половиной часов.

Увы, это далеко не все. К проверенным работам надо предложить поэлементарный анализ контрольной. То есть указать количество пятерок, четверок, троек и двоек: высчитать процент успеваемости и качества и написать рецензии на все пятерки и двойки. Пятерок и двоек обычно бывает больше трети, а одна рецензия тянет на страничку. Итого, более пятнадцати страничек, то есть опять более одной ученической тетради, или еще полтора часа.

Самое интересное, что все эти отчеты никто нигде и никогда не читает. Однако, еще не финиш. Далее необходимо сделать поэлементарный анализ многострадальной контрольной: подсчитать количество ошибок, классифицировать их по типам и указать пути и сроки их устранения. Еще часик, и в общей сумме имеем десять часов. Десять часов сверх двадцати четырех в сутки?!

Неужто неполное сумасшествие? Увы! Мы совсем забыли, что учитель обязан дополнительно заниматься как с олимпиадниками, так и со слабо успевающими вне рамок расписания. Причем непременно раздельно, ибо «в одну телегу невозможно запрячь коня и трепетную лань».

Если с теми и другими заниматься хотя бы по три раза в неделю (что на самом деле прискорбно мало), то, произведя необходимые арифметические действия, получим прибавку в девять часов, то есть, в сумме девятнадцать часов. Не станем дальше утомлять читателя многочисленными выкладками, а просто перечислим некоторые виды работ, которые, как водится, строго обязательны и срочны:
Календарные планы - 50 ч
Четвертные отчеты - 50 ч
Отчет о работе - 50 ч
План по самообразованию - 50 ч
Родительское собрание - 25 ч
План воспитательной  работы - 50 ч
Дежурство по школе - 100 ч
Печатная продукция - 100 ч
Походы в театр, кино и т.д. - 30 ч
Рефераты, семинары, методобъединения - 30 ч
Проекты - 200 ч

В среднем на один рабочий день еще три часа. Итого - 46 часов в сутки. Вот теперь - приехали. И заметим, что девять десятых этого времени приходится не на ученика.

Самодурство и никчемность сложившейся у нас системы образования очевидны. Очевидны? Как бы не так! Замкнувшаяся круговой порукой чиновничья элита, которая начинает свой рабочий день чашечкой чая и заканчивает его чашечкой кофе, давно уже потеряла всякое сцепление со школой. Школа в их творчестве - такое же досадное недоразумение, как ученик в школе. А творческие перлы так и сыплются на учительские головы.

Теперь учитель должен подтверждать свою профпригодность каждые четыре года. И как нищий кощей собирать в свою котомку (то бишь портфолио) свои грамоты, грамоты своих учеников, свои статьи, материалы семинаров и вообще всякую бумажку, где ты ходил, чихнул или споткнулся. А иначе уволят или категорию скостят. Смех, да и только.

Образование дискредитировало себя так, что при упоминании о школе скулы сводит. В ней остаются только те, кому некуда деваться: пенсионеры да люди предпенсионного возраста. Каков средний возраст учителя? Секрет полишинеля. Достаточно заглянуть в любую школу, чтобы увидеть: почти всем далеко за сорок. Оно и понятно. Школа - не чиновничий рай, до которого не достучаться, поскольку потребный тебе ангел именно в данный момент пьет свою срочную чашечку кофе в каком-то другом кабинете.

Впрочем, чиновники от образования могут творить себе сколько угодно. Всем остальным на это глубоко наплевать. Глупость их законов компенсируется неисполнением этих законов. И наша героиня и вся школа в целом, конечно, их не исполняет. Тем пока еще и держится. Итальянская забастовка идет уже давно. Грустно будет, когда она перейдет в настоящую.

Давид Ганелин


Последние новости:



Комментарии:



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.


dina-kz  (08.09.2011, 22:56)

-------------------------------------------------------------------- Надоело слушать уже насколько "бедные" наши учителя.Смешно.Получают поболее многих работающих на заводе,льготы постоянные,льготы по кредитам,на жилье.Посмотрите сколько а ...
Перейти на предыдущую страницу 1 2

Ещё новости

Как избежать кварти...
Основная часть хищений происходит ночью, пере...
Жители южной части ...
22 апреля в Павлодаре завершится отопительный...

Ёрш
100 дорог

"Кайрос" обменный пункт

Предлагает:
Обмен валют
Выбирая лучший курс, вы можете доверять надежности...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 192 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.