|
Казахстанские новостиПотребители тоже получат закон (19.11.2009, 14:05), просмотров: 1970Для осознания наличия прав не только у продавцов, но и у покупателей
тоже, правительству и народным избранникам Казахстана потребовалось без
малого два десятка лет. Наконец-то новая редакция Закона «О защите прав
потребителей» оказалась в стенах парламента. Однако и в этом документе,
как выяснилось, учтено далеко не все. Парадокс, но интересы предпринимателей защищает множество нормативно-правовых документов, законов и кодексов. А значительно более многочисленная армия потребителей (то есть практически все население) вынуждена довольствоваться «продуктом», созданным еще КазССР в 1991 году. В стране за это время успело измениться все законодательство, начиная с Конституции, лишь жизненно важный (а кто из нас не покупатель?) документ сохранился — как замороженный в леднике мумифицировавшийся мамонт. То есть имеется в наличии — данным фактом можно гордиться, но к практическому применению, увы, не пригоден по причине древности. То же самое, только лучше Презентовал депутатам проект вице-министр индустрии и торговли Тимур Жаксылыков, а подробнее о том, что же даст новый закон самим потребителям, коллегам рассказала депутат Айгуль Соловьева. - Внесены поправки в понятийный аппарат в целях приведения в соответствие с действующим законодательством, — отметила она, — поправки, усиливающие обязанности продавца, изготовителя-исполнителя, в том числе по обеспечению обмена или возврата товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Уточнены механизмы регулирования права потребителей на приобретение товаров, работ, услуг, а также на получение информации о товарах, работах и услугах. Кроме того, в целях защиты прав потребителей предложена норма о возмещении потребителю морального вреда. И о сокращении списка товаров, не подлежащих обмену. О том, насколько данный документ современен и соответствует нынешней картине рынка, можно только догадываться. Так же, как и о том, какой именно контрольно-надзорный орган будет следить за тем, чтобы свежепринятый закон соблюдался. В качестве простенького примера можно привести незаконные даже по старому законодательству таблички с надписями «Товар обмену и возврату не подлежит», которые висят едва ли не на каждом ларьке. Да и защитой прав потребителя сейчас у нас в стране занимаются только оптимисты и энтузиасты из одноименных НПО, не имеющие, увы, ни надлежащей законодательной поддержки, ни положенных полномочий. Кушать надо вовремя! О том, как давно в последний раз депутаты бывали в обычных магазинах, можно было предположить по их вопросам. Так, депутат Мухтар Тиникеев возмутился, что продавцы разных магазинов обедают в разное время. - Рассматривался ли правительством и рабочей группой вопрос об установлении единого обеденного перерыва? — поинтересовался он. — То же самое касается и госорганов. Нельзя ли установить единое время перерыва для всех организаций, независимо от всех форм собственности? Жаксылыков сочувственно покивал, но сказал, что нельзя. Хотя бы потому, что это никому не надобно. - Мне кажется, что такая детализация в законе не совсем, возможно, нужна, — дипломатично заявил он. — Установление единого времени начала обеденного перерыва, на наш взгляд, было невозможным и нецелесообразным в данном законопроекте. Вопрос, кто же встанет на защиту потребителей в Казахстане (в России, например, на этот случай есть весьма зубастая госструктура «Роспотребнадзор»), так и остался открытым. - В разных странах существует разная практика, — ушел от прямого ответа вице-министр. — В некоторых странах, как в РФ, существует единый орган. В других странах эти функции децентрализованы, как у нас. Например, санэпидемслужба защищает права потребителей в части санитарного надзора, орган по техническому регулированию — в части качества товара. Есть также органы ветеринарного контроля, фитосанитарного контроля... Не иначе как г-н Жаксылыков забыл народную пословицу, что у большого количества нянек дитя обычно остро страдает глазными заболеваниями. Без лишних подробностей Чуть позже депутаты помянули главный бич потребителей — злобных перекупщиков, накручивающих цены. В ответ г-н Жаксылыков, смутившись, объяснил, что в данном законе этому явлению места также не нашлось и решение отложено на будущее. «Другой специализацией» оказались и коммунальные вопросы. Как сообщил мажилисмен Валерий Доскалов, параллельно с законом о защите прав потребителей в парламент направлялся сопутствующий проект, в котором предлагалось увеличить меру ответственности коммунальных служб, которые (кстати!) тоже оказывают услуги потребителям, то есть населению. Однако «по непонятным причинам» правительство вдруг спешно отозвало закон. Вице-министр объяснил непонятные причины нестыковкой проекта с уже имеющимися законодательными актами — законами о частном предпринимательстве и регулировании торговой деятельности. Как нетрудно предположить, в конкурсе с такими «гигантами» новый документ не выдержал конкуренции. Хотя, к слову, в нем оговаривались такие нормы, как участие общественных объединений в качестве независимых экспертов в коммунальных спорах и многие другие. ...После недолгого обсуждения мажилисмены дружно проголосовали за принятие всех изменений. Правда, есть нехорошее предчувствие, что исключительно для того, чтобы забыть о вышеуказанных проблемах еще на двадцать лет. Автор: Камиль АЯНОВ www.respublika-kz.info Последние новости:
|
Комментарии:
Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.
Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.
elenberg65 (19.11.2009, 23:26)