Городские новости

Дорога в будущее (25.10.2009, 09:00), просмотров: 4446

Дорога в будущее
В год, когда государство наконец-то озаботилось состоянием дорог и запустило «Дорожную карту» - заплакала сама природа, испытывая дорожников на прочность. Все лето Павлодар с опаской наблюдал, как в областном центре закатываются новеньким асфальтом улицы, тротуары, парки. Происходило это в авральном режиме в редкие солнечные дни, а то и просто под дождем.

Но настоящая война за качество развернулась за городом, на областных и республиканских дорогах - объектах особой ответственности и повышенной изношенности. На днях рабочая комиссия принимала один из самых крупных отремонтированных участков - на границе с Карагандинской областью. Увидеть, что стало с самой проблемной дорогой региона после капремонта, решила и газета «Наша Жизнь».

Кто хотя бы раз в жизни ехал на автотранспорте из Павлодара в Караганду (трасса Кызылорда–Павлодар–Успенка–гр.РФ), никогда не забудет совершенно непроезжий участок в районе Шидертов. Это даже не трасса, а следующие друг за другом и большие и малые ямы-колдобины. Иначе и быть не могло, ведь дорогу капитально не ремонтировали более тридцати лет, а за безответственность государства расплачивались водители, разбивающие транспорт.

Но теперь, утверждают власти, о мучениях на этом участке можно позабыть, как о страшном сне. Трехгодичный проект по капитальному ремонту дороги карагандинского направления – от границы с соседним регионом – уже дал свои плоды. По данным Павлодарского департамента Комитета автомобильных дорог Минтранскома, в этом году подрядчик, работающий на объекте – ТОО «Павлодаржолдары» – готово сдать уже 30 километров.

Прием госкомиссии произойдет в конце октября – начале ноября. А вот рабочая комиссия, в составе представителей различных госорганов, протестировала дорогу и свои выводы по объекту уже сделала. Какой стала дорога после капитального ремонта, увидела и корреспондент газеты «Наша Жизнь».

Лучше один раз проехать

Прочувствовать разницу можно вполне. Для интереса нужно всего лишь выехать за пределы отремонтированного участка на старую дорогу. Комиссия так и поступила, но далеко от этой границы отдаляться не решилась – впечатлений хватило. Уж слишком велик контраст между отремонтированным полотном и разбитым асфальтом, уходящим вдаль.

– Раньше здесь все было таким. На этой оживленной трассе каждая яма, наверное, удостоена «доброго» водительского слова. Надеюсь, мы, дорожники, облегчили задачу участникам дорожного движения, - говорит руководитель ТОО «Павлодаржолдары» Рустам Мазгутов.
Сегодня для него и коллектива важный момент.

Рабочая комиссия оценивает второй этап работ по самому крупному для этого предприятия конкурсному проекту – в целом с 2008 по 2010 годы «Павлодаржолдары» должно капитально отремонтировать более полусотни километров. Поскольку участок сам по себе проблематичный, то и экзамен оказался не из легких.

– Когда мы приступали, - рассказывает Рустам Мазгутов, - многие не верили, что можно в определенные тендером сроки выполнить такой объем работ.
К примеру, сменилось несколько начальников участка подрядной организации, которые не представляли, как, вообще, начать работы. При том, что строителям известно - сам капитальный ремонт предусматривает полную замену асфальтного покрытия и искусственных сооружений. Казалось бы все просто, но…

– У дороги оказалась своя, скрытая специфика, - рассказывает инженер по строительству Шамиль Мирсалимов:
– Дорога трудно далась, самая главная проблема – пучина весной, капиллярное поднятие воды. Грунты под этой дорогой подобраны слабые, асфальт вскрыли старый, а под ним оказалась каша. Асфальт холодный, под ним земля горячая. Она воду притягивает, та, в свою очередь, начинает асфальт разрушать. Ну и влажность соответствующая. А тут еще дожди бесконечные – только в июле целых 12 дождливых дней! Грунт сушить или, по-хорошему, менять надо.

В одном месте даже пришлось траекторию дороги изменить на 12 метров – неподалеку разместилась высокая дамба, так что подтопления водой было не избежать.

Там, где не удавалось грунт просушить, его полностью выгребали и настилали новый, более твердый, со «скальником».
При таком объеме работ любой и дилетант скажет – проще рядом проложить новый путь – и качественней, и надежнее. Вот только отступать от планов и смет вправо или влево, даже в пользу дела, у нас не считается законным. Например, как считают опытные дорожники, слабый грунт на глинистой почве ради качества стоит закрепить цементом или известняком. А по изначальной рекомендации проектировщика грунт следовало сушить.

А поскольку корректировка затрат не предусмотрена, то подрядчик на большей части пути так и поступил. И вот еще – в трехгодичную смету были «забиты» цены на стройматериалы 2006 года. А если вспомнить 2007 и 2008 годы, то тогда все необходимое для строительства дороги: щебень, битум, цемент, мазут, дизтопливо -  подорожало как минимум в два раза! Вот только о компенсации на удорожание стройматериалов никто и сегодня не вспоминает.

И еще из нюансов, замеченных журналистами. На дворе уже двадцатый первый век, а стандарты для наших дорог, остались, по-видимому, те, что принимались до первой половины века прошлого, когда автомобили здесь были редкими гостями.

Потому весьма оживленная трасса республиканского значения Павлодар-Кызылорда пока не вышла за пределы восьмиметровой ширины и не приблизилась к мировым стандартам. В проекте капремонта такой «революционной» составляющей, как расширение, предусмотрено не было. А ведь стоит добавить всего метр, и на дороге при аварийной ситуации смогут без потерь разойтись три автомобиля.

– Увы, этот проект не повысил классификацию дороги хотя бы до второго класса – сейчас она третьего класса, как и была раньше, - констатирует Рустам Мазгутов.

Больше, чем стандарты

Сама же рабочая комиссия осталась результатами выполненных работ довольна.
– Замечания по мелким недостаткам есть, но все они касаются вещей исправимых. Можно поздравить коллектив «Павлодаржолдары» с тем, что они справились с большим объемом задач, - заключил председатель рабочей комиссии, заместитель руководителя Павлодарского департамента Комитета автомобильных дорог Амантай Касымханов.

«Мелкие недостатки» – это на взгляд комиссии. Неспециалисту, простому водителю, этот участок дороги без единой кочки покажется просто идеальным. В чем секрет успеха?
Как и год назад, профессиональный дорожник более чем тщательно относится к доверенному ему заданию. Все также работает собственные дробильно-сортировочный узел мощностью 200 тонн щебня в час, механический завод по производству бетонной смеси и асфальтовый завод, вырабатывающий 160 тонн продукции в час.

Функционирует и собственная лаборатория по контролю качества. Приобретается новая техника (купили даже сеялки для рекультивации близлежащих земель). Но, главное, сохранен и растет сформировавшийся за время великой стройки коллектив.

Так что, на мой взгляд, директор «Павлодаржолдары» Рустам Мазгутов не отступает от собственного свое обещания, которое он дал на страницах «НЖ» больше года назад, когда только завершил первый и самый сложный этап проекта:
– Спустя несколько лет водители и пассажиры вполне могут забыть о ямах и кочках на проблемном участке.
Кстати, увидев в «Павлордаржолдары» надежного партнера, с деловым предложением к предприятию обратилась корпорация «Казахмыс». В связи с разработкой Бозшакольского месторождения, компании понадобятся собственные хорошие дороги.

Ирина Адылканова


Последние новости:



Комментарии:



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.


sanich  (26.10.2009, 13:26)

Даже то, что сделоно в городе, не знаю, как другие, а я благодарен дорожным службам.


Ещё новости

Как избежать кварти...
Основная часть хищений происходит ночью, пере...
Жители южной части ...
22 апреля в Павлодаре завершится отопительный...

Ёрш
100 дорог

"ИНВЕСТ-АУДИТ" ТОО

Предлагает:
ТОО "ИНВЕСТ-АУДИТ"
Наша компания качественно окажет следующие услуг...
Бухгалтерские услуг... Бухгалтерские услуг...
Бухгалтерские услуги
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 145 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.