Городские новости

Быть хорошим врачом невыгодно (03.10.2009, 13:39), просмотров: 4320

Быть хорошим врачом невыгодно
Не "взятка", а "благодарность". Так предлагает называть министр здравоохранения деньги, которые дают медикам благодарные пациенты. Главный доктор страны намерен победить коррупцию путем легализации теневых выплат. Вот только у простых врачей такое предложение вызывает иронию. Зачем легализовывать "взятки", когда нужно повышать зарплату?!

О новых реформах мы поговорили с опытным врачом. Он не скрывает своего имени, но мы намеренно не называем его. Так как знаем, как относятся к медикам и педагогам, которые позволяют себе вольнодумство. Скажем только, что Иван Иванович Иванов проработал в сфере здравоохранения порядка двадцати лет. Он трудился в медпунктах, поликлиниках и на станции скорой медицинской помощи. 

- Скажите, как часто пациенты "благодарят" врачей и медперсонал?
- В свое время я жил на Украине и там система подношений была распространена еще в 70-ые годы. Доктору обязательно приносили бутылку коньяка и коробку конфет. Либо, если не нашли коньяк (в то время это было редкостью), приносили 10-15 рублей. Это норма такая была, никто не просил, никто даже не намекал, просто все носили.

А у нас руку жмут, говорят "спасибо" - и всё. Деньги практически никогда не приносят. Могут подносить, если специалист занимается сверх положенного. Например, мелкие хирургические вмешательства, или человек по личной просьбе обращается. И таким образом благодарят врача. Но, как правило, из десяти случаев благодарность выражают один или два, не больше. У нас это не распространенное явление, причем даже среди обеспеченных пациентов.

- То есть стандарта благодарности нет?
- Стандартом, скорее всего, можно назвать коробку шоколадных конфет и бутылку коньяка. Бывает, сауну снимают, накрывают стол. Но такие случаи довольно редки.

Для этого пациент должен быть обеспечен и благодарен, а эти два качества очень редко сочетаются в людях. Самые благодарные пациенты как раз таки необеспеченные. Богатые люди - жутко жадные создания, у них нет потребности благодарить… Не раз бывало такое, что пациенты, являющиеся директорами малых и крупных предприятий, после сложнейший операций просто поворачивались и уходили. Нет, они довольные, "спасибо" говорят, но не считают нужным отблагодарить врача.

- В каких клинках - частных или государственных - больше "благодарных" пациентов?
- Как раз таки в частные клиники многие не обращаются из-за денег, и неважно, богатый это человек или нет. Вот пришел сегодня мужчина, он ходил в частную клинику, там ему сказали - необходима операция стоимостью 70 тысяч тенге. После таких заявлений люди начинают искать других специалистов и подозревают, что в частной клинике врачам на руку  "тянуть" деньги из пациентов.

Люди просят, чтобы врачи из обычной больницы хотя бы их проконсультировали. Они ведь не возьмут лишнего, скажут, что действительно нужно. Многие говорят: "Мы боимся частных клиник", там огромный список дорогих препаратов выписывают. Там врачи как думают - пришел человек в частную клинику, заплатил за прием, значит, ему нужно самое дорогое назначить.

А это в разы дороже. Если в обычной поликлинике врач скажет: "Смотрите по своим деньгам, можно так взять, а можно так". Например, банальные сиропы (типа "Панадол") - все на основе парацетамола. Чайная ложка сиропа - это та же самая таблетка парацетамола плюс еще какие-то добавки. Хотите, возьмите парацетамол, стоит 15 тенге упаковка, а если есть деньги - купите "Панадол" за 500 тенге. Я уверяю, результат абсолютно одинаковый.

- Министр здравоохранения страны предлагает легализовать деньги, которые дают медикам благодарные пациенты.  Что вы думаете об этом?
- Я плохо думаю о легализации этих денег. Если государство признает легализацию подношений, значит, государство признает и то, что оно само обеспечить врачей не может! Нужно сказать, что любое подношение врачу - это в принципе оскорбление.

Мне запомнился один случай. Значит, бригада скорой отработала, мы уходим, а бабушка нам сверточек подает. Мы спрашиваем: "Что это такое?", а она говорит: "Это блинчики и стаканчик с вареньем. Вы же все равно не спите, перекусите". Мы отказываемся, а она рассказала, что дедушка не давал скорую вызывать, телефон держал, говорит: "Приготовь что-нибудь для скорой".

Она жарила блинчики, а он терпел. Вот это действительно благодарность от всего сердца, и это не стыдно принять, ты понимаешь, что человек от всей души старался. А всё остальное - тот же коньяк - подчеркивает бедность врача: получается, он сам себе даже коньяк купить не может. Я считаю, это неуважение, никому эти подношения не нужны, нужно нормальную зарплату платить. Вот представьте, если на Западе врачу его пациент, обычный рабочий, принесет бутылку виски. Он скажет: "Ты что, с ума сошел?! Я врач и получаю значительно больше, чем рабочие люди, и могу позволить себе это".

У нас еще актуален советский лозунг "Врачей и учителей народ как-нибудь прокормит".
Если государство узаконит эту норму, значит, оно распишется в своем бессилии обеспечить медиков достойной зарплатой.

- К слову о повышении зарплаты. Недавно в правительстве говорили о том, что ежегодное повышение зарплаты будет не с 1 января будущего года, а с 1  июля.
- Мы уже нервно смеемся, честно говоря. Мы не верим, что когда-нибудь будем получать хорошую зарплату. Нашу зарплату легко урезать, она так хитро складывается; повысили лишь минимальный оклад на 25 процентов. У меня оклад в прошлом году был 24 тысячи, в этом году стал 30 тысяч. В итоге зарплата выросла на шесть тысяч, собственно говоря. К окладу уже идут надбавки за психоэмоциональные нагрузки, ночные дежурства, вредные условия труда. А ведь это всегда можно урезать. Даже если нам поднимут оклад, то что-нибудь другое срежут. Не ценится ни статус врача, ни его высшее образование.

У начинающего врача зарплата 40 тысяч тенге. Вот, например, в объявлениях пишут: "Требуется грузчик, зарплата 40 тысяч". Получается, у грузчика и врача одинаковая зарплата, зато ответственность совершенно разная.

- Какая средняя зарплата у врача?
- Средняя зарплата - от 40 до 60 тысяч тенге. Вот работал со мной коллега - фельдшер, недавно он уехал в Россию, в Омск. Там у него зарплата 17 тысяч рублей, это около 85 тысяч тенге. Это у фельдшера. У врачей, конечно, больше - 20 тысяч рублей. Разница солидная получается. Там идет доплата со стороны местных органов, у нас такого нет.

Недавно в новостях чиновник сказал сакраментальную фразу: "В Алматы хирурги высшей категории, работающие на 1,5 ставки, получают больше ста тысяч тенге". Зачем это озвучивать?! Ведь он не должен работать на 1,5 ставки, врач должен на одну ставку работать, как нормальный человек. А для высшей категории необходим большой стаж, он был молодым хирургом и получал эти несчастные 40 тысяч для того, чтобы когда-то потом работать на 1,5 ставки и получать сто тысяч. Чем тут хвалиться? Это на самом деле небольшие деньги для врача с высшей категорией.

- Врачи работают на 1,5 ставки, медсестры для сносной зарплаты тоже трудятся и день, и ночь, но ведь от этого может пострадать качество лечения?
- Так оно и страдает! Для нормального функционирования медиков, я не говорю о системе здравоохранения, должна быть хорошая зарплата и нормальная нагрузка.

У нас все беды начинаются с поликлиники, мы все заложники их плохой работы. Из-за плохого лечения больные вызывают скорую помощь и днем, и ночью. Скорая не назначает лечения. Потом больной попадает в больницу. Если бы поликлиника хорошо работала, то пациент вообще не попал бы в стационар. Например, язвенника плохо лечили, и его с кровотечением скорая привозит в больницу, там ему понадобилась срочная операция. А если бы врач назначил ему нормальное лечение, оперативное вмешательство не потребовалось бы.

Когда начинаешь ругать поликлинику, выясняется, что у одного врача два-три участка. Он разрывается, где уж тут вдумчиво поговорить и поставить верный диагноз. Вот, показывают семейных врачей на Западе, они много лет с одними семьями работают - и ребенка знают, и родителей еще лечили. А тут врач месяц на одном участке, через месяц на втором, потом на приеме огромная очередь. Нужно сказать, что плохо организована работа. Бывает, что до обеда огромная очередь, а после никого нет.

В поликлиниках необходим врач-консультант. Некоторые просиживают в многочасовой очереди - просто чтобы что-то спросить, например, забрать выписку или анализ. Отдельно должны вестись медицинские осмотры. Опять же, скажу, что нужна нормальная нагрузка и нормальная зарплата.

Вот скажите, как нейрохирург может получать 40 тысяч?! Если он не подтвердил или опоздал сдать какие-то бумаги, то всё - снимается доплата за категорию, а это около 12-15 тысяч тенге. А операции дикие. Стоять по пять часов - это тяжелая работа. И получать он должен соответственно.

- В Казахстане с 1 января 2010 года вводится Единая национальная система здравоохранения. Таким образом, у каждого пациента появится право выбора: где и у кого лечиться. Это позволит создать здоровую конкуренцию среди медучреждений.
- В теории это всё красиво. У нас уже было, когда убирали поликлиники, и люди приписывались по выбору. В результате человек хотел в одну поликлинику, потом в другую, там его не принимали. Карточку на руки не выдают, это не совсем правильно.

Постоянно пытаются с системой здравоохранения что-то сделать, причем никто точно не знает, что делать. В принципе система здравоохранения - сложная вещь. В Европе тоже мучения. Куча обид на врачей, и там хамство есть. Иногда люди сюда звонят и просят проконсультировать. Никто не хвалит свою систему здравоохранения, но то, что у нас постоянно пытаются сделать… просто нет слов.

Вот подумайте, почему врачи не хотят умнеть? А зачем!? Нет смысла учиться и делать хорошо свою работу. В итоге одинаково получает что плохой врач, что хороший. Есть надбавки за вредность, за психоэмоциональные нагрузки. А нигде нет надбавок за то, хороший врач или плохой.

Допустим, у хирурга ни одного осложнения нет, все пациенты довольны, вся работа сделана отлично - и никто ему за это не доплатит. Зачем ему хорошо оперировать, когда можно как попало… потому что он ничего не выигрывает от того, что хорошо что-то сделал. Я даже так скажу: когда специалист плохой - люди махнут на него, мол, а что с него возьмешь? Быть хорошим врачом сегодня невыгодно…

Гульбаршин Турабаева


Последние новости:



Комментарии:



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.


Evidence  (03.10.2009, 15:31)

Лично мое мнение,что это хорошо,что человек сможет выбирать больницу и поликлинику сам.Были у меня случаи,когда в 1 больнице,к которой я отношусь,меня чуть не угробили 2 раза.Потом приходилось "по блату" ложиться в Областную,где чудо врачи  ...

alin  (04.10.2009, 14:51)

да, а уж как покупаются категории... я молчу, лучше вам не знать.Так что, если прочитаете, что принимает врач высшей категории, это совсем не значит, что мозги имеются.

Obivankenoben  (06.10.2009, 00:50)

Это точно!!!!Я первую городскую тоже за семь километров обхожу!!!!

lada  (07.10.2009, 13:15)

Да, и в областной бесплатно лечить тоже не хотят. Меня в областной чуть не угробили, ждали пока на лапу дам, чтобы операцию сделали. Хотя я по скрой поступила и врачи прекрасно понимали что операция необходима и неизбежна, но ждали... А в  ...

masa  (12.10.2009, 21:00)

А кто сказал, что врач должен работать как лошадь и получать от государства "подачку". По другому такую зарплату не назовешь. В клятве Гиппократа совсем по-другому все звучит! Скажите кого-нибудь бесплатно в парикмахерской подстригают?или м ...

Ещё новости

Жители южной части ...
22 апреля в Павлодаре завершится отопительный...
Жители южной части ...
22 апреля в Павлодаре завершится отопительный...

Ёрш
100 дорог

"Комплекс музыкальный колледж, музыкальная школа - интернат для одаренных детей" ГУ

Предлагает:
  Музыкальный колледж...
В колледже ведется подготовка специалистов на 11 о...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 246 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.