Городские новости

Особенности национального тестирования (21.08.2009, 12:39), просмотров: 4502

Особенности национального тестирования
Не успели утихнуть страсти по ЕНТ, как в прессе появились сообщения о планах Министерства образования и науки РК внести в 2010 году изменения в формат проведения ЕНТ, о чем уже заявлял в 2008 году министр Ж.К.  Туймебаев. Официальные заявления не могут оставить равнодушными выпускников, родительскую общественность. За разъяснениями об особенностях процедуры тестирования и причин предполагаемых изменений мы обратились к доценту кафедры "Экономика" ИнЕУ, кандидату экономических наук Ерлану Слямбековичу Абельдинову.


- Ерлан Слямбекович, прежде всего, как Вы оцениваете итоги сдачи ЕНТ текущего года нашими выпускниками?
- Мы никогда не сдавали ЕНТ хорошо, мы всегда сдавали его еще лучше. Это, несомненно, радует, но печалит то, что у других регионов темпы движения к этому "лучше" сегодня выше, чем у нас. Полагаю, есть над чем задуматься.

- Если говорить о системе тестирования, то каковы тенденции его развития в мировом образовании?
- Многолетний опыт и теория тестирования показывают, что стандартизированные тестовые технологии могут оценивать способности людей разного возраста и разных профессиональных ориентаций.

К тому же весь мировой опыт говорит о том, что модернизация системы оценки качества образования, создание ее современной модели не может быть осуществлено без стандартизированных измерителей, называемых еще стандартизированными тестами, которые дают информацию о навыках мышления высокого уровня, способностях решать нестандартные задачи и позволяют избавиться от традиционных громоздких экзаменационных процедур. Конечно, здесь речь идет об интеллектуально сложных и научно проверенных конструкциях. К сожалению, стоит признать, что в советский период педагогическое тестирование было фактически разгромлено, и, как следствие, сегодняшний уровень тестовых материалов (в том числе и материалов ЕНТ) оставляет желать лучшего. В то же время налицо позитивные тенденции.

- Пожалуйста, если можно, поконкретнее?
- Казахстан одним из первых среди государств СНГ реализовал идею централизованного единого экзамена для поступления в высшие учебные заведения. Безусловно, введение ЕНТ позволило решить такую важную социально-политическую задачу, как обеспечение равного доступа к высшему образованию, основанного только на учебных достижениях школьников.

Анализ социальных эффектов ЕНТ показал повышение доступности высшего образования для учащихся из отдаленных школ и бедных семей. Сегодня можно утверждать, что с процедурной точки зрения ЕНТ в основном находится на международном уровне. Несмотря на отдельные проблемы, в целом удается обеспечивать высокий уровень безопасности, и здесь надо заметить, что не бывает абсолютно безопасных тестовых процедур. Очевидно и то, что уровень нарушений при проведении ЕНТ значительно ниже, чем при любых традиционных формах экзаменов. Кроме того, благодаря структуре единого национального теста он проводится по всем предметам сразу (что является и его достоинством, и, конечно же, слабостью), и его результаты становятся известными в тот же день.

- На Ваш взгляд, что явилось причиной намерения Министерства образования и науки РК изменить формат ЕНТ уже в следующем году?
- Лично я бы не стал трактовать совершенствование процедуры ЕНТ как изменение формата, поскольку любой процесс на определенной стадии требует своего совершенствования. К сожалению, до этого дня процесс совершенствования процедуры ЕНТ, на мой взгляд, подменялся лишь небольшими корректировками в технологии проведения ЕНТ и усложнениями в тестовых заданиях.

А в отношении последнего надо еще раз внимательно посмотреть на цели ЕНТ. Для чего он предназначен? Для того чтобы проверить, как абитуриенты усвоили информацию из школьной программы, или как они готовы к обучению в вузе? Для ответа на этот вопрос надо либо разъединить процедуры школьных и вступительных экзаменов, либо усовершенствовать содержание контрольно-измерительных материалов, в нем по необходимости должны сочетаться черты теста знаний (для оценки сформированности знаний выпускников) и теста готовности (для составления картины о возможностях обучаемости в данной области, а не оценки прошлых успехов).

Попытки такого сочетания делались и делаются в разных странах. Однако, основанная на традициях советских экзаменов, у нас эта ситуация обострилась и привела к тому, что ЕНТ по сути превратился в постоянно усложняющийся тест знаний.

Кроме того, стало очевидным, что проверка уровня учебных достижений только по четырем предметам привела к дисбалансу стимулов для обучения по отдельным предметам, что, конечно же, вызывает озабоченность и профессиональной общественности, и родителей, и работодателей. Учащиеся в школах обращают основное внимание только на предметы ЕНТ, остальные же предметы изучаются ими слабо.

Согласитесь, что это приводит к тому, что школы выпускают учеников, не соответствующих по своим знаниям требованиям школьных стандартов, усиливается "натаскивание" на сдачу тестов, учителя фактически становятся репетиторами по подготовке к ЕНТ. Прибавьте сюда многофункциональную нагрузку на одну процедуру. К тому же подходы российской образовательной системы к организации процедуры ЕГЭ заставляют задуматься о правильности выбранного направления.

- Пожалуйста, для читателей нашей газеты поподробнее о системе российского ЕГЭ.
- После многолетних споров о том, "быть или не быть", в текущем году ЕГЭ в России прошел по 13 предметам. Два из них обязательные - русский язык и математика. Остальные - химия, физика, литература, информатика, география, история, обществоведение, биология, иностранные языки - по выбору ученика, в соответствии с профилем избранной специальности и в единые определенные дни.

Причем теперь никто не обязывает всех школьников выбирать определенное количество необязательных предметов. Можно и вовсе их проигнорировать - при успешной сдаче русского и математики им уже обеспечен аттестат. Другое дело, что в вуз в этом случае они поступать уже не смогут, но дорога в учреждения начального и среднего образования им открыта. Если обязательные предметы (русский и математика) сданы без "двоек", то выпускник получит и аттестат, и свидетельство о сдаче ЕГЭ.

Если он не сдаст один из обязательных предметов, вторую попытку можно будет сделать в текущем году. А если оба - то на будущий год. В этом случае выпускник заканчивает школу со справкой и может продолжить образование лишь в ПТУ или техникуме. При сдаче на "двойку" необязательного предмета выпускник аттестат получит, но поступать по этой специальности в вуз не сможет.

Высшие учебные заведения в свою очередь обязаны были не позднее 1 февраля объявить правила приема и перечни вступительных испытаний по каждому направлению подготовки. То есть к этому сроку все абитуриенты уже точно знали, какой экзамен им необходим для поступления в вуз на выбранную специальность. Особенностью процедуры отбора абитуриентов является то, что 43 вуза России подали в Рособрнадзор заявки на проведение дополнительных испытаний, 24 из них уже получили право такие испытания проводить, при этом дополнительные экзамены - это ни в коем случае не замена ЕГЭ.

В выбранных вузах обязательно будут учитывать результаты "единого", но по профильным предметам смогут проводить собственные собеседования, письменные работы для повышения качества отбора талантливых ребят, т.е. вуз не "ожидает" своего контингента, а активно участвует в его формировании.

- Что бы лично Вы предложили для совершенствования процедуры ЕНТ? Какой Вы ее представляете?
- Конечно же, она должна быть гибкой, направленной на раскрытие потенциала выпускника и готовности его к обучению по избранной специальности. Поскольку правила сдачи ЕНТ и правила приема в вузы РК "связаны одной цепью", в общих чертах могу предложить свое видение.

Первое. Школьный этап ЕНТ должен охватывать процедурой тестирования всех выпускников школ. Тесты по содержанию должны соответствовать тестам знаний. Должен быть установлен пороговый уровень как для получения аттестата, так и для дальнейшего участия в следующем этапе. И, вместе с тем,  получение "двойки" не должно ограничивать выпускника в праве обучаться в профшколе со "справкой" и повторно сдавать экзамены на аттестат в течение последующих лет.

Второе. На втором этапе сдача предметов ЕНТ по профилю избранной специальности. Тесты по содержанию должны соответствовать тестам готовности. Необходимо установить для участия в конкурсе на государственный образовательный грант и получение права обучаться в вузе на платной основе пороговый уровень не ниже 15 баллов по каждому тестируемому предмету.

Сегодняшний пороговый уровень в 45 баллов по четырем предметам дает лишь право вузам обеспечить себя студенческим контингентом, относя вопросы качества на второй план. 

Третье. Участие абитуриента в конкурсе на образовательный грант только по одной специальности. Сложившаяся практика участия абитуриента в конкурсе на образовательный грант по четырем специальностям ставит под сомнение экономическую эффективность образования. Согласитесь, что абитуриент, мечтавший о профессии эколога, но по воле судьбы ставший психологом, по полученной специальности работать уже не будет.

Оправдывает ли это бюджетные средства, которые направлялись на его обучение?
Четвертое. На мой взгляд, претендент на знак "Алтын белгі" должен подтверждать свое право на звание только на первом, школьном этапе, но в конкурсе на образовательный грант, по результатам второго этапа, участвовать на общих основаниях.

Конечно, это накладывает дополнительные обязанности, но и повышает ответственность образовательных учреждений за подтверждение такими учениками как права на знак, так и статуса обладателя знака. "Золотой медалист" - продукт штучный и не может производиться массово, что мы, к сожалению, наблюдаем сегодня. Наряду с этим,  думается, что в праве на образовательный грант надо уравнять всех, за исключением олимпиадников-международников, претендентов по творческим специальностям, спортсменов, инвалидов.

- На Ваш взгляд, что даст новый формат ЕНТ?
- Конечно же, позволит отойти от ажиотажности. Кроме того, позволит получить более качественную и полную информацию о состоянии образования на уровне средней школы, т.к. существовавшая модель ЕНТ основывалась на принципе добровольности участия, добавьте сюда усилия администраций школ по фильтрации выпускников по схеме "пущать - не пущать" в "борьбе" за рейтинг школы. Ну а остальное можно вывести из того, что было сказано выше.
- Спасибо.

"ОН"


Последние новости:



Комментарии:



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.


Omnia  (23.08.2009, 22:24)

Молодец, г-н Абельдинов! Интересно, почему такого чнловека не назначают начальником управления образования. Ведь и Каримжанов, и Буханова (Это знают все ) - это управленцы советского образца, это авторитарные руководители, так назваемое нач ...

Ещё новости

Жители южной части ...
22 апреля в Павлодаре завершится отопительный...
Жители южной части ...
22 апреля в Павлодаре завершится отопительный...

Ёрш
100 дорог

"ФОЛИЕ-опт-ПВ" Натяжные потолки

Предлагает:
Как работает наша к...
Заказчику достаточно сделать телефонный звонок, на...
Преимущества натяжн...
Данная потолочная конструкция представляет собой П...
Декоративная вставк... Декоративная вставк...
Декоративная вставка
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 240 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.