Городские новости

Дороги в никуда (30.07.2009, 12:08), просмотров: 2195

Дороги в никуда
В этом году в Павлодаре кипят дорожные работы. По данным чиновников, средним ремонтом только в областном центре будет охвачено 33 километра асфальтового полотна. Новость на радость водителям, вот только эксперты уже сейчас сомневаются в том, что большие затраты и усилия в итоге себя оправдают, и, по крайней мере, одна из бед надолго оставит наш город.

– Назло всем грандиозным планам не только погода, но и сложившаяся система коммунального благоустройства, в которую ну никак не вписываются самые добрые намерения, – считает эксперт общественной комиссии  по обеспечению качества строительства и реконструкции дорог Василий Верига.

Денег много, можно и в асфальт закатать

– Василий Иванович, откуда такой скептицизм? Ведь в этом году кампания по ремонту дорог как никогда грандиозная, с финансированием проблем нет. За счет местного бюджета в нашем городе ремонтируются многие улицы, за счет республиканского – областного и республиканского значения. И всем участникам «войны с разбитыми дорогами» – карты в руки, включая «дорожную»!
– Боюсь, вложения грандиозные не оправдают себя, и мы вернемся «на круги своя» уже года через три, когда от ремонта не останется и следа. Это наш шанс исправить ситуацию, но он вполне может быть упущен из-за того, что подходы к работе, к сожалению, не меняются.

– Наверное, вы имеете в виду, что еще одна вечная «беда» – неразумный подход – сведет все усилия на нет?
– А почему нет, если, скажем, у нас стало нормой начинать ремонт дорог в июне, хотя в Павлодаре надо приступать к работе, как только позволит природа. И так дорожникам мало времени отводится. В этом году, например, можно было приступить к ремонту в апреле, а начали на два месяца позже.

– Надо полагать, тому причина…
– Тендеры, конечно. Конкурсы в этом году в мае еще шли! А потенциальные подрядчики сидят, ждут результаты. Дождались, потом начинают бегать материал собирать. Но то, что тендер проведен, не означает, что они начинают работать. Заключили договор, перечислили аванс – еще месяц прошел. И все дружно приступают. А в октябре погодные условия соблюдать технологию уже не позволяют – ну нельзя работать при температуре ниже 10 градусов тепла.

Однако сроки поджимают, чиновники начинают бегать, требовать с дорожников асфальт.
Как правило, говорят: дорогой, ты в тендере участвовал, договор подписывал, сроки видел? Будь добр, исполняй. И тогда никакая погода не помеха. Вот я, как эксперт, выезжал с «дорожной» депутаткой комиссией. Дождь идет, а подрядчик работает. Потому что к нему приезжают и высказывают, ты срываешь, отстаешь, ты полкилометра должен был, а всего 300 метров. Ты еще сегодня должен 200 метров положить.

– При этом любого разумного человека спроси, что важнее – соблюсти формальность или добиться качества – каждый проголосует за второе! Вот еще одна извечная проблема – когда в жертву страху испортить красивые отчеты приносится здравый смысл.
– Я вообще не понимаю, когда чиновники наши сидят и возмущаются – да вы что, мы всего на 35 процентов выполняем, находимся в Казахстане на одном из последних мест! Но, дорогие мои, – вы же не равняйте условия, например, Кызылорды и Павлодара. На юге за все лето редкий дождь, а у нас в этом году – практически каждый день. И холода раньше наступают. За примерами далеко ходить не надо.

В прошлом году ремонтировали улицу Катаева. Надеюсь, никому не надо объяснять, почему ее перекрыли в этом году. И что, виноват подрядчик? Его приучают соблюдать сроки и не портить отчеты, а в этом году – призвали к ответу и заставили перекрывать за свой счет. Также в позапрошлом году угол Камзина – Ломова, такая же ерунда была. Тоже не успевал в сроки, а никого не интересовало, почему? Какие причины – объективные ли, субъективные… Для галочки все делается, что ли?

Здравый смысл ремонту не помеха

– Может, следует вести диалог с людьми, ответственными за проведение конкурсов, чтобы они сроки не нарушали?
– Нужные другие подходы. Я сам неоднократно поднимал вопрос о том, что для областного центра дорожные тендеры надо отменить. Пусть остаются по таким долгосрочным проектам, как ремонт и реконструкция дорог областного или республиканского значения. Подрядчики, которые будут их проводить, знают, что работать не один год, знают, какие затраты их ждут.

А когда работы – на месяц, то к чему все эти мучения с конкурсами? Ведь до чего дошли – тендер на ямочный ремонт проводим! Вот что значит прекрасная кормушка! И когда систему придумывали, не знали разве об этом? Но отказаться от нее ради общего блага никак не можем. На мой же взгляд, даже плановая система, которая была в Союзе, при всех ее недостатках, все-таки лучше.

– В связи с этим, можно ли говорить о том, что выбор конкурсной комиссии, подрядчиков порой необъективен?
– Надо отметить, что в большинстве дорожных проектов участвуют наши фирмы, которые на виду, мы их знаем, они никуда не денутся. Но возникают вопросы, когда вдруг побеждает никому неизвестное ТОО по ремонту дорог. Образовались недавно и вдруг они выигрывают, хотя в условиях конкурса четко указано, что должен быть опыт работы, и не один год. Или выигрывают иногородние фирмы – они ремонт сделали, и все – до свидания.

В случае чего, их даже к ответу не привлечешь. Вот на улице Чкалова, где у комиссии претензии к работе были – там столичные ребята. Еще один минус – в тендерах одним из важных для исхода дела считается размер скидки, которую подрядчик готов предоставить заказчику. Хорошо, но ведь он теряет в финансах. Как он будет брешь восстанавливать? Правильно, где-то асфальта не доложит, где-то недокатает. Вот только лучше от этого никому не будет. Через год или два дорога развалится.

-А кто будет в ответе?
– Да никто. У нас подрядчики на два года дают гарантию, а потом умывают руки. И мало кто задумывается над тем, что по стандарту межремонтные сроки – 12 лет, не менее.

«За державу обидно»

– Может, не так все и плохо? Ведь весь сезон мы проникаемся идеей «Дорожной карты». Республика на это средств не пожалела, вся важность программы изложена в тезисах большой пропаганды. Может, все те, от кого зависит ее реализация, проникнутся, наконец, патриотизмом и мы увидим потрясающие результаты?
– Хотелось бы в это верить, но сегодня невооруженным взглядом увидеть, что «Карта» – сырая, притом, что идея далеко не нова. Мало, что если кто-то, сидя в рабочем кабинете в Интернет, прочел, что в 30-е годы была «Дорожная карта» в том же Китае. Еще и расчеты нужны.

И не надо равнять наши времена и те года, когда не было техники такой, как сейчас. В общем-то не на каждом объекте «Дорожной карты» нужны сотни людей с лопатами. А затраты по оплате их труда и обеспечению спецодеждой никто не учитывал в условиях. Поэтому никто и не хотел долго браться за ремонт проезжей части по улице Толстого. Этот участок дороги – единственный в областном центре приводится в порядок в рамках проекта.

– Василий Иванович, вот вы все больше заказчиков вините в лице отдельных чиновников и акимат в целом. А сами подрядчики, всегда ли ответственно подходят к исполнению заказа? Кому, как не вам, эксперту комиссии «По обеспечению качества строительства и реконструкции дорог» это знать? Тем более, вы, судя по телевезинным репортажам, навели страху на нерадивых подрядчиков…
– Не говорю, что дорожники все идеальные. Например, за ямочный ремонт возьмутся, ямы надолбят, а через неделю заделывают. Водители за это спасибо сказать не могут, естественно.

А что касается комиссии, в которой и я состою, так хотелось бы, чтобы замечания наши всерьез воспринимались. А сейчас что происходит – мы проехались по объектам, пальчиком погрозили, нас по телевизору показали. А дорожники как работали, так и продолжают работать.

Обидно притом, что изначально комиссия создавалась как орган общественного контроля. Протокол, подписанный членами комиссии, был обязателен для оплаты подрядчику.
Если мы не подписывали протокол, значит, к выполненной работе у нас были претензии, и мы рекомендовали оплату не производить, пока недостатки не устранят. Так нас дорожники и заказчики приглашали полюбоваться на ход работы с завидной частотой. А сейчас, не поверите, я – куратор комиссии по дорогам областного и республиканского значения, ни на одном объекте не был. А осенью все начнут бегать за подписью, будут злиться и психовать. А что злиться, ты делай нормально и все будет в порядке.

– Но ведь подписание протокола и сейчас обязательная процедура, без которой нельзя обойтись…
– Да, если жестко следовать правилам общественной комиссии, то заказчик не имеет права оплачивать работы. Ну, не подписали мы протокол. Потом, смотрю, в любом случае подрядчик деньги получил.

– Почему?
– Не знаю, значит, у него есть влиятельные люди, что ли? А вот еще пример. В прошлом году работала фирма на Баянаульской трассе. Посмотрел я на качество, не подписал ни один протокол. На подрядчика, к тому же, подало в суд управление транспорта и автомобильных дорог – как заказчик. Причина – неисполнение сроков. А подрядчик в Павлодарском центре метеорологии взял справку, что в эти дни шли дожди и выиграл суд. Деньги они получили, а дороги там уже фактически нет.

– Замкнутый круг какой-то получается, по которому бегут все участники большой дорожной кампании.
– И разорвать они этот круг не могут, да и не хотят. Такой шанс появился хотя бы на один шаг приблизить наши дороги к международным стандартам, чтобы за державу не было обидно. Очень жаль, если мы этим шансом не воспользуемся.

Беседовала Ирина АДЫЛКАНОВА


Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Появление дорожной ...
В ЖКХ города заявили, что дорожный дефект поя...
Аким Павлодарской о...
В работе пять котлов, передает корреспондент ...

займы онлайн
займы онлайн

"Капиталист" Обмен валют на Лермонтова

Предлагает:
Обмен валюты на ул....
* Доллар,* Евро,* Российский рубль,* Юань,* Фунт с...
Продажа золотые сли...
Золотые слитки Национального Банка РК изготовлены ...

Фото объявления

АКПП, МКПП для Toyota Land Cruiser Prado Hilux Surf 4Runner

АКПП, МКПП для ...

Оригинальные бу автозапчасти. Только ...
Авторазбор - Toyota LAND Cruiser Prado 150. 120 95. 90 78

Авторазбор - ...

Все запчасти по кузову, по ходовой, ...
Раздатка Toyota Land Cruiser Prado Hilux Surf 4Runner

Раздатка Toyota ...

Оригинальные бу автозапчасти. Только ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 169 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.