Казахстанские новости

Французская Lada поедет в Казахстан (07.05.2009, 13:20), просмотров: 578

Французская Lada поедет в Казахстан Nissan и Renault хотят открыть автосборочные производства в Казахстане. Официальная Астана готова поддержать это начинание если не тенге, то таможенным барьером – повысив пошлины на ввоз в страну иномарок. Аналитики тоже готовы были бы его поддержать, но их тревожит один вопрос: если Nissan и Renault выступят в роли национальных производителей, кто возьмет на себя миссию национальных потребителей? Казахстанских автолюбителей тут явно не хватит.

О том, что Nissan и Renault предложили создать в Казахстане новую линейку своих автомобилей, на днях заявил министр индустрии и торговли республики Владимир Школьник. «Чтобы развить какое-то производство, надо защитить свой рынок от импорта из третьих стран. Так делают все страны. Это не протекционизм, это развитие собственного производства», — сообщил он журналистам в перерыве заседания круглого стола «Инновации в Казахстане: новые определения и новые возможности». Как минимум три пункта этого заявления вызывают очень серьезные сомнения.

Казахстан ставит на Х

По словам министра, речь идет о безопасных малолитражных автомобилях стоимостью от 10 тыс. долларов США, с объемами двигателей от 0,8 до 1,2 литра, удовлетворяющих требованиям стандарта Евро-4. Условные названия новых автомобилей Х-1, Х-2, Х-3. Больше о них ничего неизвестно. Можно только гадать, опираясь, разумеется, при этом на внутренние экономические законы автопрома. «Под этими аббревиатурами может скрываться все что угодно, — поделился своими соображениями с «Республикой» директор аналитического департамента УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго. — Это могут быть как уже существующие автомобили, так и новый модельный ряд, который запустят в ближайшие годы».

В том, что речь и правда пойдет о «создании в Казахстане новой линейки», эксперт сомневается. И не без оснований. Построить и запустить в производство новую модель автомобиля ничуть не легче, чем возвести Пизанскую башню. Это, конечно, займет не 200 лет, как в случае со знаменитой падающей колокольней, но усилия и затраты будут примерно сопоставимы.

Автопроизводители, как правило, скрывают, сколько стоит разработка новой модели и наладка производственной линии. Но иногда такого рода тайны приоткрываются. Например, известно, что общие инвестиции, включающие затраты на предварительные исследования, разработку и постановку на конвейер трех моделей-близнецов Toyota Aygo, Peugeot 107 и Citroen С1, пять лет назад составили $1,5 млрд. И производители еще дешево отделались, сэкономив благодаря синергетическому эффекту — когда усилия трех разных, но эффективных компаний в сумме дают результат больший, чем если бы они работали поодиночке. Впрочем, в данном случае речь тоже идет о консорциуме, но более скромном. Все-таки Nissan — это не Toyota, да и Renault не совсем Peugeot Citroen.

Примерную стоимость проекта можно попробовать подсчитать. Создание новой платформы стоит от $800 млн до $1 млрд. Еще $500 млн пойдут на разработку самого автомобиля (из них $250—300 млн будет стоить новый двигатель). Уже $1,5 млрд. А впереди еще строительство завода.

Стоимость завода пропорциональна его мощности. В каждый автомобиль еще не построенного завода нужно вложить примерно $5 тыс. То есть завод с потенциальной мощностью, скажем, в 200 тыс. машин в год обойдется автопроизводителю в $1 млрд. Получается уже $2,5 млрд. И это не считая краш-тестов и расходов на рекламную кампанию. Есть у Renault-Nissan столько свободных средств сейчас, в период кризиса? Сомнительно. Может, они есть у Казахстана? Отвечать не обязательно.

При этом вернуть вложенные деньги будет непросто. Средний уровень рентабельности (по EBITDA) у успешного автопроизводителя редко превышает 5%. При стоимости машины, скажем, в $10 тыс., для того чтобы хотя бы выйти в ноль, придется продавать по 400 тыс. автомобилей в год. И так больше 12 лет. Немыслимо. За это время машина трижды успеет устареть. Причем это не метафора — жизненный цикл персонального автомобиля составляет четыре года — после этого машина нуждается как минимум в рестайлинге.

По мнению Евгения Шаго из «Ингосстрах-Инвестиций», в Казахстане речь может идти о сборочном производстве по методу SKD (Semi Knocked Down) — сборка автомобилей из крупных блоков, или, как ее еще называют, «отверточная сборка». В этом случае инвестиции потребуются минимальные — в пределах $10 млн (собственно, потратиться придется только на помещение и рабочих), и отбить их будет куда проще.

Китайские рецепты

Теперь что касается защиты от импорта из третьих стран, о которой говорил казахстанский министр индустрии и торговли Владимир Школьник. Речь идет, понятное дело, о введении таможенных пошлин на ввоз иномарок. Министерство предлагает, в частности, установить такие ставки: для автомобилей старше семи лет эксплуатации 1,4—3,2 евро за каждый кубический сантиметр объема двигателя; на машины от трех до семи лет — в размере 25% от стоимости, но не менее 0,45—1 евро за кубический сантиметр объема двигателя; на новые машины или со сроком эксплуатации до трех лет — в размере 25% от стоимости, но не менее 1—2,35 евро за кубический сантиметр объема.

«Так делали все развитые страны, — защищает Владимир Школьник инициативу своего министерства. — Если мы хотим что-то производить, мы должны создать условия для того, чтобы деньги можно было инвестировать и защитить свою продукцию от того, что приходит извне».

К сожалению, г-н Школьник плохо информирован. Развитые страны никогда не делали ставку на повышение таможенных пошлин для развития собственного автопрома. Например, США их никогда не повышали. Россия — да, она это проходила. И проходит по сей день. А еще по сей день проходят митинги в Приморье с требованиями отменить пошлины.

Впрочем, есть в мире развитая страна, которая воспользовалась именно похожим рецептом для возведения здания национального автопрома. Эта страна — Китай, от которого Казахстан в последнее время буквально не отводит глаз. Но автопром — это как раз тот случай, когда китайский рецепт Казахстану совершенно не подходит. «Китай действительно в свое время ввел запретительные пошлины, и сейчас в стране практически нет ввозных иномарок, — сказал Евгений Шаго из «Ингосстрах-Инвестиций». — Но проблема в том, что население Китая составляет полтора миллиарда человек, а в Казахстане проживают 10 миллионов. Эти два рынка несопоставимы по объемам. Нельзя создавать производство под рынок, в котором наберется от силы 3 миллиона потребителей».

Если «звезды» зажигают...

Хорошо бы разобраться, кому все-таки понадобился защищенный от внешнего мира авторынок Казахстана. Министр индустрии и торговли Школьник, например, подчеркивает, что ничьи интересы в данном случае не лоббируются: «Все это делается для того, чтобы развить свою индустрию, создать рабочие места». Поверим министру на слово, тем более что российские представители Renault-Nissan на момент написания материала были недоступны, и значит проверить информацию возможности нет.

А вот если поставить вопрос по-другому: «Кому это было бы выгодно?» Казахстану? Renault-Nissan? Пожалуй. Сборка автомобилей — прибыльное занятие. А еще кому? Учитывая, что у Москвы с Астаной соглашение о беспошлинной торговле — российским автомобильным концернам. Получается, что Казахстан закрывает собственный рынок от импорта из дальнего зарубежья, но не ближнего. А учитывая, что речь идет о Renault, вывод напрашивается сам собой: у Renault в России только один партнер-автопроизводитель — АвтоВАЗ.

Выгода очевидна и для Renault, и для АвтоВАЗа. Ведь у автомобилей этих двух марок в Казахстане практически не останется ценовых конкурентов. Рано или поздно АвтоВАЗ освоит производство автомобилей Renault в России. И они будут доезжать до Казахстана беспошлинно. А пока можно гнать туда «Жигули» и доставлять комплектующие, скажем, от Renault Logan. А там уже собирать из него машину под каким-нибудь другим названием. Или даже под тем же «Х» — ради тождества имени и содержания.

Автор: Александр СЕРГЕЕВ




Последние новости:



Комментарии:


Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.



Ещё новости

Сбербанк прокоммент...
Казахстанцев напугали "новым курсом валюты"...
Токаев назвал день ...
Председатель Сената Парламента Казахстана Кас...

"ИноТех-ПВ" ТОО

Предлагает:
Электрокотлы
Электрические котлы «ZOTA» предназначены для автон...
Фильтры для очистки...
Фильтры для очистки воды АКВАФОР разрабат ываются ...
Водоочистители АКВА... Водоочистители АКВА...
Преимущества, которые дает встроенный фильтр для в...

Фото объявления

Корзина сцепления

Корзина ...

Корзина сцепления оригинал Honda ...
Лада Пыльник  Одна Штука Шрус Пыльник - Цена 200 ...

Лада Пыльник ...

Лада Пыльник Одна Штука Шрус ...
Фартук белый школьный

Фартук белый ...

Продам гипюровый школьный фартук. ...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 141 чел.
© 2006-2017 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.