Городские новости

Семья по договору (25.04.2009, 13:00), просмотров: 2308

Семья по договору
Людмила Владимировна Каухер - патронатный воспитатель
с пятилетним стажем.  Она одной из первых в Павлодаре решила взять под свою опеку детей из интерната. Для этого ей пришлось изменить профессию: из главного бухгалтера она в одночасье превратилась
в маму троих взрослых дочерей. Теперь, когда прошло уже пять лет, две ее бывшие воспитанницы живут самостоятельно, а третья, Ирина, скоро будет праздновать свое совершеннолетие в доме у женщины, которая заменила ей мать. 


В Павлодаре первые патронатные семьи появились в 2004 году, именно тогда Людмила Каухер, бухгалтер одной из павлодарских школ, узнала о том, что можно взять на воспитание детей из интерната, оставшихся без попечения родителей. "Почему бы нет?" - подумала молодая женщина. Жила она одна, мужа и своих детей у нее не было.

Людмиле сразу представилась идиллическая картинка: двое малышей - мальчик и девочка, с которыми она чудесно заживет в своей квартире. Но маленьких детей ей не дали, предложили двух сестер, двенадцатилетнюю Иру и семнадцатилетнюю Настю. Женщина решила взять этих девочек, как-то сразу душа легла к ним. Сестры даже оказались похожи на Людмилу.

- По правилам, которые были оговорены при организации патронатной семьи, я должна была уволиться с работы и полностью посвятить себя девочкам,- рассказывает Людмила Владимировна. - Мне как воспитателю платили зарплату, а от меня требовалась забота о них, помощь в учебе и воспитание у них навыков семейной жизни: как вести домашнее хозяйство, как ухаживать за собой, как экономить и тратить деньги. Но еще очень хотелось, чтобы мы стали по-настоящему близкими людьми.

Для воспитанников детдомов и интернатов  взрослый человек - посторонний, который играет в их жизни формальную роль: одеть, обуть, накормить. Ласковые слова и родительские поцелуи на ночь - об этом здесь дети могут только мечтать, засыпая в своих одиноких кроватках. Душевные переживания и личные проблемы  привыкают копить в себе, редко делясь ими даже с друзьями…

- Мы очень много времени проводили вместе, - говорит Людмила Владимировна. - Я изучала их, а они изучали меня. Настя и Ира - родные сестры, но они очень разные. Настя - серьезная, сдержанная, Иришка - открытая, ласковая. Мне хотелось сблизиться с ними, находя общие темы для разговоров, интересуясь их проблемами, занимаясь общими делами. Я старалась быть им и сестрой, и подругой, и мамой.

- Поначалу мы немного стеснялись, - вспоминает Ира, - хотя сразу согласились жить у Людмилы Владимировны. В первый же день мы с ней поехали кататься на теплоходе, а потом пошли по магазинам покупать нам одежду. Я выбирала то, что мне нравится, и, помню, была просто счастлива.

Замкнутые, скрытные, как и многие интернатские дети, сестры постепенно становились обычными домашними девочками, иногда ласковыми, иногда капризными, когда послушными, а когда и с характером. Через два месяца Иришка совершенно непроизвольно назвала Людмилу Владимировну мамой, ее примеру последовала и старшая сестра Настя.

У Насти в интернате осталась подруга, которая  часто приходила в гости к девочкам. Через полгода шестнадцатилетняя Алена стала третьей воспитанницей в семье Людмилы Владимировны. С Аленой было сложней - импульсивная, не всегда умеющая сдержать себя, своенравная. Она несколько раз уходила из дома, могла связаться с плохой компанией. Людмила Владимировна переживала за нее, пыталась найти с ней общий язык.

- В любой семье существуют проблемы во взаимопонимании, тем более, когда дети находятся в подростковом возрасте, - говорит Людмила. - Наша семья - не исключение. И желание учиться не всегда было, тогда приходилось рассуждать с девочками о будущем, и с мальчиками мои барышни начали встречаться - тоже надо было тактично  и правильно построить разговор.  Бывали,  конечно, размолвки, но ничто не может сравниться с тем чувством радости, которое бывает, когда приходишь домой, где тебя ждут и называют мамой.

Людмиле Владимировне очень хотелось, чтобы она и девочки стали настоящей семьей, - и у нее это получилось: и уютные домашние вечера за общим столом, и дружные пикники за городом, и доверительные разговоры, которые ведутся только между самыми близкими людьми. 

Сейчас, когда прошло уже пять лет с момента создания этой патронатной семьи, в ней произошли изменения. Алена, прожив несколько лет у Людмилы Владимировны, незадолго до совершеннолетия  вернулась в интернат и уже оттуда продолжила свой путь во взрослую жизнь. Настя в 18 лет не ушла от приемной мамы, пока не начала самостоятельно зарабатывать, хотя по контракту могла покинуть патронатную семью в день своего совершеннолетия. Когда Настя собралась замуж, мама Люда, как и все мамы невест, хлопотала, волновалась и радовалась за свою дочь.

- Недавно я стала бабушкой, у меня родился внук, - смеется Людмила, которой еще не скоро исполнится сорок лет. - Теперь ходим с Иришкой Насте помогать.
Последние два года Людмиле Владимировне приходится работать - скромной зарплаты патронатного родителя не хватает, хотя воспитывает она только Иру, которой семнадцать лет. 

- Сейчас, когда мама работает, - рассказывает Ира, - я занимаюсь уборкой квартиры и часто сама готовлю кушать. Раньше я этого не умела делать, но постепенно научилась. Конечно, такие вкусные пирожки с яблоками, как у мамы, у меня еще не получаются, но я обязательно научусь.

Недавно Ира и мама Люда ходили в интернат. Они хотели бы взять к себе еще одного человечка, неважно кого, девочку или мальчика. Главное, чтобы так же, как у Иры и Насти когда-то, залучились радостно глаза и в счастливом ожидании замирало сердце на пороге дома, где тебя любят и ждут.

Очень хотелось бы закончить эту историю на оптимистичной ноте,  но не получается. К сожалению, система образования патронатных семей в Казахстане еще далека от совершенства. Проблемы и в нехватке специалистов-психологов, квалифицированно помогающих таким семьям, и в невысокой заработной плате патронатных родителей, которая не зависит от количества приемных детей. Приходится решать много юридических вопросов, связанных с пропиской воспитанников, со своевременной постановкой их в очередь на социальное жилье. Людмила Владимировна Каухер знает об этих проблемах не понаслышке. Тем более есть вопросы, решить которые она не в состоянии.

Договор с патронатными родителями заключается на срок до совершеннолетия воспитанника. Имеется в виду, что к этому времени он окончит 9 классов, успеет получить средне-специальное образование и сможет самостоятельно обеспечивать себя. Когда Ира пошла в первый класс, ей было 10 лет (есть такие горе-родители, которые не спешат отдавать детей в школу, пока об этом не позаботятся органы опеки, этот случай - не исключение).

В этом году она заканчивает восьмой класс, скоро ей исполнится 18 лет - срок, после которого Людмиле прекратят платить пособие на Иру и заработную плату воспитателя. В данной ситуации существует два варианта: продолжать содержать и обучать девочку без помощи государства на скромную зарплату продавца или вернуть ее в интернат.

По договору женщина всего лишь воспитатель, но  за несколько лет жизни они стали самыми родными друг другу людьми, поэтому о втором варианте Людмила Владимировна даже не думает. Голову занимает другой вопрос: неужели ничего не изменится в казахстанской программе по развитию патронатного воспитания и ей с новыми воспитанниками, которых она мечтает взять в семью, придется самостоятельно решать те же проблемы, что и пять лет назад?

- В Павлодаре десятки людей, желающих взять под патронат детей. Таких семей создаются только единицы, - рассказывает заведующая отделом опеки и попечительства ГУ "Отдел образования" Нина Федоровна Логвиненко. - Это связано с недостатком финансирования из республиканского бюджета.

В год у нас образовывается только две семьи. Нет планомерной поддержки патронатных семей. Не увеличиваются  средства на развитие этого дела. А ведь подобные программы с успехом разрешают основные проблемы воспитанников детских домов - их социально-бытовую неадаптированность и иждивенческое отношение к жизни. За патронатными семьями - будущее.

Глядя на пример семьи Людмилы Владимировны, понимаешь, что это действительно так.
Уж она теперь знает главный смысл патронатного воспитания - ребенку с нелегкой судьбой, не обласканному родителями, давать веру в то, что он нужен, важен и любим, причем не только на время нахождения в приемной семье, а на всю оставшуюся жизнь.

Татьяна Жук

Справка "ОН"
Что такое усыновление детей и опекунство над ними - знают все, а о патронатных семьях многие еще имеют смутное представление. В Казахстане это относительно новая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

В случае патронатного воспитания детей берет к себе приемная семья. Взрослый, который взял на себя функции воспитателя, получает от государства деньги на содержание ребенка и заработную плату. Находится ребенок под патронатом в течение срока, указанного в договоре, или до восемнадцати  лет. В такой семье дети знают, что взрослые - это не родители, а воспитатели. Но живут они в нормальной домашней обстановке, приобретают жизненный опыт, которого так не хватает многим из них, развиваются эмоционально и социально.



Последние новости:



Комментарии:



Для того чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь и войдите на сайт под своим именем.

Если Вы уже регистрировались то просто войдите на сайт под своим именем.


Солнышко  (25.04.2009, 16:16)

Интерсно мнение детей, проживающих в патронатных семьях.


Ещё новости

Жители южной части ...
22 апреля в Павлодаре завершится отопительный...
Жители южной части ...
22 апреля в Павлодаре завершится отопительный...

Ёрш
100 дорог

"ИноТех-ПВ" ТОО

Предлагает:
Насосы циркуляционн...
Огромный выбор циркуляционных и центробежных насос...
Котлы твердотопливн...
Котлы отопительные и комбинир ованные предназначе...
Реклама на сайтеКонтактыНаши клиенты     Статистика
сейчас на сайте 187 чел.
© 2006-2023 ТОО"Электронный город"
    Дизайн Алексенко А.