Новости от сайта города Павлодар

Ученые нашли способ предсказать приближение деменции за 15 лет до постановки диагноза (15.03.2024, 14:43), просмотров: 758

Группа британских и китайских ученых выяснили, как белковые биомаркеры могут предсказать несколько форм деменции, включая болезнь Альцгеймера, за 15 лет до постановки клинического диагноза. Исследование опубликовано в журнале Nature Aging.

Исследователи проанализировали образцы крови 52645 здоровых добровольцев, участвующих в проекте британского биобанка. Образцы крови, собранные в период с 2006 по 2010 год, были заморожены, а затем проанализированы спустя 10–15 лет исследовательской группой, в период с апреля 2021 года по февраль 2022 года. До марта 2023 года у 1417 участников развилась деменция, что свидетельствует о нарушении регуляции белковых биомаркеров в крови. У 691 человека выявили болезнь Альцгеймера. В среднем когнитивные нарушения проявлялись в возрасте 66 лет.

Из 1463 белков, проанализированных с помощью машинного обучения, 11 белков были идентифицированы и объединены в белковую панель, которая, как показали исследователи, очень точна при прогнозировании будущего слабоумия. В сочетании с более традиционными факторами риска, такими как возраст, пол, образование и генетическая предрасположенность, профили белка позволили исследователям прогнозировать деменцию с 90% точностью за 15 лет до постановки диагноза.

«Эта модель может быть легко интегрирована в Национальную систему здравоохранения и использоваться врачами общей практики в качестве инструмента скрининга», — сказал ведущий автор исследования, профессор Цзяньфэн Фэн с факультета компьютерных наук Уорикского университета.

По статистике ВОЗ, в мире насчитывается свыше 55 миллионов человек с деменцией. Каждый год происходит 10 миллионов новых случаев деменции и наиболее распространенной формой деменции является болезнь Альцгеймера, на долю которой предположительно приходится 60–70% случаев.

«Деменция занимает седьмое место среди ведущих причин смертности в мире и поэтому очень важна ранняя диагностика, так как на начальных этапах заболевания реабилитация и лечение дают хорошие результаты. Если новый способ диагностики получит широкое распространение, это позволит применять эффективную реабилитацию и дольше сохранять качество жизни пожилого человека и членов его семьи», - прокомментировал исследование Сагат Алтынбеков, врач-нарколог, профессор КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, президент РОО «Ассоциации специалистов, работающих в сфере психического здоровья», эксперт Национальной Ассоциации Денсаулык.

Эксперт также отметил, что риск снижения когнитивной функции и развития деменции можно снизить, если поддерживать физическую активность, не курить, воздерживаться от чрезмерного употребления алкоголя, контролировать свой вес, правильно питаться и поддерживать на нормальном уровне показатели артериального давления, содержания холестерина и сахара в крови.